Балканская традиция поминальных листков
Текст: Ирина Антанасьевич
***
— Это что? Информация, кто умер?
И да, и нет.
Да, конечно поминальные листки, особенно в газетах — это информация о смерти, с надеждой, что тот, кто знал покойника, прочтёт и помянет его добрым словом. Иногда уточняются детали: когда состоятся похороны, будут ли поминки (в последнее время часто указывается, что поминок не будет, а деньги, предназначенные для поминок, передаются на благотворительные цели) и прочее.
Последние страницы всех сербских газет отводятся под поминальные листки. Циничная молодежь, уверенная в невозможности смерти применительно к себе, остроумничает — мол, это пенсионерский фейсбук:
— Что, дед, смотришь, не открыл ли кто из твоих друзей аккаунт, а?
Информация, заполняющая пространство листка, — не главное, важно само появление листка как части похоронного ритуала. Ведь поминальные листки — знак того, что покойника помнят и через годы после его смерти.
Вот смертовница убитого в Марселе сербского короля Александра I.
Регулярно появляются листки в память лидера Югославии Иосипа Броза Тито и югославского сербского военного деятеля Драголюба (Дража) Михаиловича — это знак того, что у них есть последователи.
В этом году многие журналисты отметили, что нет листков в память Слободана Милошевича. Сделали вывод, что неслучайно, и вспомнили несколько прошлых, скандальных: «Спасибо тебе за обманы и кражи… за кровь на улицах Белграда, За Книн и Краину. Сараево и Сребреницу. Косово и бомбежки. За беженцев. За убитых».
Сербскую историю можно изучать по поминальным листкам.
Например, в 90-е годы отнюдь не новостные ленты сообщали о бандитских войнах. О том, что творится в городе, читатели узнавали на последних страницах газет — страницах с поминальными листами. Газетам приходилось иногда добавлять до двадцати добавочных страниц — мафия платила щедро, оставляя последние суровые и нежные братские приветы.
Даже фразеологизм появился — «видимо се у читули» (встретимся в поминальном листе), то есть все мы умрём, причём молодыми, нужно жить ярко и тому подобное — такая вот гангста-прости Боже-романтика.
Полиция и сейчас регулярно просматривает последние страницы газет. Например, месторасположение Луки Бойовича (довольно известного пахаря на ниве криминала) она пыталась вычислить посредством листка, опубликованного в газете в память о его друге Симиче.
Поминальные листки — читуле, смртовнице, осмртнице, умрлице — объединяют всех балканцев:
У сербов и хорватов они с траурной каймой и крестом.
У мусульман — зеленые с сурой из Корана.
Голубой цвет чаще выбирают (нет, не то, что вы подумали) — атеисты.
Изредка, но встречаются коммунистические — красные со звездой.
Смерть на Балканах — часть жизни. И отношение к ней, как и к жизни, двоякое — трепетное и циничное, уважительное и пренебрежительное. Поэтому, поминальные листки используются так широко: это политический жест, это акция протеста, это возможность насолить противнику, возможность плыть против течения, переть против рожна, перешибить плетью обух...
Вот, например, поминальный листок 1914 года. Хоронит тогдашнюю Сербию. Текст — чудесный, концентрация обиды и саркастического яда: «Подписавшаяся разбойничья банда, называемая Тройственный союз, сообщает всем знакомым, что её подруга и сестра Сербия, после тяжёлых боёв под Валево и Шабцом, по героическим австро-венгерским дорогам и боёв с хорватскими отрядами, после бомбежки Белграда с географических карт стёрта. Похороны организуют австро-венгерские, хорватские и немецкие силы. Венки за счёт Японии». Подпись: «Россия, Англия и Франция».
Хоронят вообще всё что угодно.
Болельщики хоронят нелюбимый футбольный клуб или вообще весь футбол (из текста: «Похороны пройдут в Эстонии, Италии и всюду, где мы будем терять очки, как сенильная бабка ключи»).
В хорватском городе Шибеник похоронили весь город.
В хорватском же Сплите хоронили сардину (не хочет она жить в грязном море).
В столице Боснии и Герцеговины Сараево хоронили Театральную площадь.
Похоронили и деда Мороза (мусульмане — за христианские корни).
Регулярно хоронят политиков.
Президента Америки Билла Клинтона (во время бомбежки).
Испанского политического деятеля Хавьера Солану.
Вот — Борис Тадич президент Сербии (2004-2012), политическая ЕUтаназия.
Власти пытаются наказывать слишком рьяных. Но на каком основании? Это ведь право каждого — прийти и заказать поминальный листок, ожидая, что твой вклад в память об этом человеке будет опубликован.
После смерти знаменитых личностей обязательно появляются листки: Муаммару Каддафи, Майклу Джексону, Стиву Джобсу.
Серьезно ли это? Эпатаж? Бог весть.
Иногда традиция даже используется в рекламных целях.
Вот, например, социальная реклама, призывающая отказаться от ежегодного убийства новогодней елки.
А парни из группы Faith No More для сербских гастролей сделали афишу в виде собственной смертовницы. Дерзко, да, но нельзя не признать — знание балканской культуры на высоте.
Удивительно конечно, что никто не написал историю балканской смертовницы — архаичного обряда, политической сатиры, части культуры общества, черноюморного хулиганства. Интересное бы получилось чтиво...