В Москве проходит выставка портретов именитых купцов XIX века

В Музее В.А. Тропинина и московских художников его времени (Щетининский пер., 10, стр. 1) открылась выставка «Именитое купечество: лики и лица», на которой можно увидеть редко экспонируемые произведения таких художников, как как П.А. Дубровин, В.Е. Астрахов, Н.Д. Мыльников, Н.(Б.)Д. Шпревич, Г. Цоболи, Р.К. Жуковский и целого ряда неизвестных мастеров.
Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени располагает небольшой, но интересной коллекцией купеческих портретов первой половины XIX века. Знакомство с ней дает представление об этом своеобразном явлении в русском искусстве, сообщает портал «Культура Москвы».

Портрет всегда играл важную роль в самоутверждении личности, поддержании престижа рода. Каждое сословие — дворяне, купечество, мещане — стремилось сохранить для потомков свои изображения. Часто такие портреты выполнялись малоизвестными мастерами, крепостными или свободными художниками, иногда самоучками, создавшими направление в искусстве, условно называемое «примитивом», или «наивным реализмом».

Жанр купеческого портрета сформировался под воздействием вкусов и требований заказчиков. У купцов, прежде всего, ценилось портретное сходство. Естественным состоянием модели считалось позирование.

Вместе с человеком «позировали» и предметы: украшения, медаль, шаль на плечах, раскрытая книга, чернильный прибор. Одна или несколько медалей — характерная деталь купеческих портретов. Особенно ценились те, которые вручались за благотворительную деятельность. Необходимость благотворения стала для купечества нормой. Купцы вносили крупные суммы на помощь бедным, на развитие культуры, строительство.

Большое распространение в первой половине ХIX века получили парные портреты супругов, что было связано с приверженностью к патриархально-семейным ценностям. Образы мужа и жены Варенцовых прозаичны по настроению, натуралистичные и острохарактерные. В них чувствуется деловая хватка, решительность и твердость.

На выставке можно увидеть редко встречающуюся купеческую миниатюру, поскольку изысканные изображения на пластинках слоновой кости — миниатюры — были распространены в дворянской среде. Для купечества миниатюра была чуждой и редко встречалась в их домах.

Произведения декоративно-прикладного искусства, старинная мебель прекрасно дополняют экспозицию, рассказывая об интерьерах и художественном оформлении быта эпохи первой половины XIX века.

Выставка «Именитое купечество: лики и лица» продлится до 25 августа 2013 года.

В музее также действует выставка «Семейный портрет XVIII-XIX веков». Семейный портрет — это ценная реликвия, повествующая об истории рода и переходящая из поколения в поколение. Обычно семейный портрет становился частью фамильного состояния. В XVIII-XIX вв. в России такие портреты создавали крепостные художники, известные и неизвестные мастера, профессионалы и любители.

На выставке представлены редко экспонируемые произведения таких художников, как Т.А. Нефф, П.М. Шамшин, К.В. Барду, С.И. Светославский.



Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале