В Культурном центре ЗИЛ представлены недавно найденные письма красноармейца возлюбленной
К годовщине победы в Великой Отечественной войне в Культурном центре ЗИЛ (ул. Восточная, 4, корпус 1) представлена недавняя находка — пачка писем с фронта. Стопка бумаги, исписанной мелким почерком, была найдена в выселенной перед сносом пятиэтажке-хрущевке.
Адресат писем — Елизавета Федоровна Смирнова, москвичка, потерявшая на фронте мужа и оставшаяся с дочкой на руках, сообщают «Известия». Умерла ли она, уехала ли — почему ее реликвия осталась в пустом доме, неизвестно. Продольный переулок, куда адресовал свои письма красноармеец, исчез в 1960-е при строительстве Калининского проспекта. Неясна и судьба Николая Коломина, автора поэтичных и романтичных строк, белых и рифмованных стихов. Его последнее письмо к возлюбленной датировано 22 июля 1944 года.
Обобщенный банк данных о защитниках Отечества, погибших и пропавших без вести в годы войны, созданный Министерством обороны (ОБД «Мемориал»), сообщает о Николае Григорьевиче Коломине, связисте-красноармейце 1907 года рождения, убитом тремя днями позднее, 25 июля 1944 года в Нарвском районе Эстонской ССР. Он был призван на фронт из Москвы, и, вероятно, именно он мечтал вернуться в столицу — к ждавшей его женщине.
«Сначала мы были уверены, что он пишет жене или любимой девушке. Но оказалось, что они, вероятно, даже не были знакомы и никогда не виделись. Вероятно, это была жена его убитого фронтового друга», — рассказала куратор выставке Дарья Ведищева.
Можно предположить, что Николай Коломин, оставивший за плечами скоропалительный и неудачный брак (историю похода в ЗАГС через день после знакомства он упоминает в своих рассказах), влюбился в Елизавету Смирнову по фотографии и рассказам товарища. Когда тот погиб, письма к молодой женщине стали для бойца отдушиной. С августа 1943 по июль 1944 года Николай писал своей возлюбленной иногда несколько раз в день: «Признаюсь тебе, Лизочка! От мечты о красивой и большой любви я незаметно перешел к истинным чувствам любви к тебе; в желаньях и мечтах, и желаю быть с тобой не как с женщиной, а как с любимой женщиной, которую оставил я, уходя на фронт…»
Возможно, письма однажды выйдут в книге, но пока отследили лишь вехи истории отношений двоих людей. Например, завязку, когда в августе 1943 года Николай Коломин писал: «Образ Ваш — незримый для меня, но уже милый — целиком захватывает мою душу… Несколько дней тому назад я не знал Вас, Вы для меня не существовали, так как были вне моего сознания. Но в данный момент я хочу знать все, что связано с Вами».
Уже в сентябре Коломин гораздо решительнее: «Любимую могу желать я беспредельно, как немногие желать лишь могут… Погибну я на фронте — вдвойне несчастна будешь ты, будущее свое во мне ты потеряешь, как потеряла здесь ты прошлое свое. Если бы могла ты меня узнать в любви и жизни, и муж твой был бы жив, то решить вопрос, с кем остаться, трудно было бы тебе».
28-летняя Елизавета аккуратно отвечала незримому влюбленному. Он откликается на ее сомнения, отвечает на ее вопросы. Близкие уговаривали ее не ждать «невесть кого», и он страдал: «Лизочка, неужели я для тебя неизвестно кто, есть ли у тебя друг, который бы так жил, думая о тебе в разлуке?..»
Боец цитировал Лермонтова, Пушкина и Есенина, писал о ранении, жаловался на малокровие, но не упоминал о ходе боев: запрещалось. Штемпель «Просмотрено военной цензурой» стоит на каждом треугольнике — и упоминается, что некоторые послания не попадали к адресату.
Рядом с выставкой «Песни о любви. Фронтовые письма» расположена инсталляция «Недоставленные письма», в память об ушедших на фронт людях. В воздухе будут висеть письма, открытки и конверты, которые уже никогда не найдут своих получателей.
Выставка открыта до 19 мая.
Обобщенный банк данных о защитниках Отечества, погибших и пропавших без вести в годы войны, созданный Министерством обороны (ОБД «Мемориал»), сообщает о Николае Григорьевиче Коломине, связисте-красноармейце 1907 года рождения, убитом тремя днями позднее, 25 июля 1944 года в Нарвском районе Эстонской ССР. Он был призван на фронт из Москвы, и, вероятно, именно он мечтал вернуться в столицу — к ждавшей его женщине.
«Сначала мы были уверены, что он пишет жене или любимой девушке. Но оказалось, что они, вероятно, даже не были знакомы и никогда не виделись. Вероятно, это была жена его убитого фронтового друга», — рассказала куратор выставке Дарья Ведищева.
Можно предположить, что Николай Коломин, оставивший за плечами скоропалительный и неудачный брак (историю похода в ЗАГС через день после знакомства он упоминает в своих рассказах), влюбился в Елизавету Смирнову по фотографии и рассказам товарища. Когда тот погиб, письма к молодой женщине стали для бойца отдушиной. С августа 1943 по июль 1944 года Николай писал своей возлюбленной иногда несколько раз в день: «Признаюсь тебе, Лизочка! От мечты о красивой и большой любви я незаметно перешел к истинным чувствам любви к тебе; в желаньях и мечтах, и желаю быть с тобой не как с женщиной, а как с любимой женщиной, которую оставил я, уходя на фронт…»
Возможно, письма однажды выйдут в книге, но пока отследили лишь вехи истории отношений двоих людей. Например, завязку, когда в августе 1943 года Николай Коломин писал: «Образ Ваш — незримый для меня, но уже милый — целиком захватывает мою душу… Несколько дней тому назад я не знал Вас, Вы для меня не существовали, так как были вне моего сознания. Но в данный момент я хочу знать все, что связано с Вами».
Уже в сентябре Коломин гораздо решительнее: «Любимую могу желать я беспредельно, как немногие желать лишь могут… Погибну я на фронте — вдвойне несчастна будешь ты, будущее свое во мне ты потеряешь, как потеряла здесь ты прошлое свое. Если бы могла ты меня узнать в любви и жизни, и муж твой был бы жив, то решить вопрос, с кем остаться, трудно было бы тебе».
28-летняя Елизавета аккуратно отвечала незримому влюбленному. Он откликается на ее сомнения, отвечает на ее вопросы. Близкие уговаривали ее не ждать «невесть кого», и он страдал: «Лизочка, неужели я для тебя неизвестно кто, есть ли у тебя друг, который бы так жил, думая о тебе в разлуке?..»
Боец цитировал Лермонтова, Пушкина и Есенина, писал о ранении, жаловался на малокровие, но не упоминал о ходе боев: запрещалось. Штемпель «Просмотрено военной цензурой» стоит на каждом треугольнике — и упоминается, что некоторые послания не попадали к адресату.
Рядом с выставкой «Песни о любви. Фронтовые письма» расположена инсталляция «Недоставленные письма», в память об ушедших на фронт людях. В воздухе будут висеть письма, открытки и конверты, которые уже никогда не найдут своих получателей.
Выставка открыта до 19 мая.
Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале