Проведено исследование детского чтения в России
Согласно исследованию детского внеклассного чтения, проведенного в нескольких регионах России, большинство школьников уделяют чтению 1-2 часа в неделю, прочитывая за месяц 1-2 книги.
Масштабное онлайн-исследование по теме детского внеклассного чтения провел интернет-магазин «Лабиринт», сообщает ProBooks. В опросе приняли участие 738 специалистов образовательных учреждений и родители 3 856 школьников из 13 регионов Российской Федерации, причем самыми активными оказались жители Москвы — они составили 52,5% от общего числа опрошенных. Целью исследования было выяснить, насколько велика мотивация у школьников к чтению, каковы количественные и качественные показатели внеклассного чтения в нашей стране.
В ходе опроса выяснилось, что у 36% опрошенных семей в домашней библиотеке от 100 до 200 детских книг; менее 100 книг дома у 31% родителей; более 100 детских изданий — у 20%. 13% затруднились назвать точное количество детских произведений у них дома.
На вопрос «Можно ли назвать вашу семью читающей?» 58% родителей ответили «Скорее, да. По возможности читаем»; 34% опрошенных ответили «Конечно. Вся семья постоянно читает». И 8% родителей назвали свои семьи скорее нечитающими.
30% школьников 6-10 лет читают 1-2 часа в неделю, 29,8% посвящают чтению 3-4 часа. 41% школьников указанного возраста прочитывают 1-2 книги в месяц, у 37,8% количество книг в месяц возрастает до 3-5. Более 10 книг читают за месяц только 5% младшеклассников.
В «Топ-20» книг, которые были прочитаны и больше всего понравились детям 6-10 лет первые три места занимают: В.В. Бианки «Рассказы о животных»; А. Вестли «Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик»; А.М. Волков «Волшебник Изумрудного города».
Школьники 11-14 лет читают 1-2 часа в неделю в 28,8% случаев. 24,6% учеников открывают книги на 3-4 часа. Больше, чем 8 часов в неделю чтению уделяют внимание 11,6% детей среднего школьного возраста. Большинство детей данного возраста, 55,1%, читают 1-2 книги в месяц. 3-4 книги прочитывают 30,8% школьников, 6-10 книг — 10,2% детей, более 10 книг читают всего 3,9% детей этой возрастной группы.
В «Топ-20» книг, которые были прочитаны и больше всего понравились детям 11-14 лет первые три места занимают: А.Р. Беляев «Человек-амфибия»; Ж. Верн «Вокруг света за 80 дней»; Ж. Верн «Таинственный остров».
У детей старшего школьного возраста, 15-17 лет, картина чтения такова: 1-2 часа в неделю читают 18,9% учеников, 3-4 часа — 21,7%, 5-6 часов посвящают книгам 17,5% подростков, 7-8 часов в неделю — 18,4%. Более 8 часов в неделю чтению уделяют 23,6% детей.
При этом 46,7% читают 1-2 книги в месяц, 3-5 книг успевают прочитывать 31,1% учеников старших классов, 6-10 книг читают 14,2% школьников, а больше 10 книг оказываются прочтены 8% детей 15-17 лет.
В «Топ-20» книг, которые были прочитаны и больше всего понравились детям 15-17 лет первые три места занимают: М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»; Е.Н. Вильмонт «Опасное соседство»; И.А. Гончаров «Обломов».
Что касается проблем внеклассного чтения, то 97% педагогов считают, что ему необходимо уделять внимание в школе, при этом более 60% родителей и педагогов считают, что ведение дневника внеклассного чтения — устаревшая форма мотивации, не дающая должных результатов и слабо влияющая на желание школьников читать больше.
80% педагогов и родителей уверены, что заставлять ребенка читать нельзя. 80% учителей и 68% родителей считают, что привлечь ребенка к самостоятельному чтению можно, если взрослые будут читать детям вслух.
Только 15% родителей отмечают, что их дети читают «много, сами и без всяких напоминаний и просьб», а 44% утверждают, что дети по собственному желанию читают больше во время каникул.
При этом 509 человек, участвовавших в опросе, считают, что прививать любовь к чтению ребенку должны родители. 318 человек полагают, что это дело учителей. А 308 участников опроса уверены, что развитие интереса к чтению — забота общества.
334 участника опроса считают, что самым важным количественным показателем читательской грамотности ребенка является время ежедневного чтения, тогда как 297 человек более важными считают число прочитанных книг. 448 человек назвали самым важным качественным показателем читательской грамотности добровольность чтения ребенка. 433 человека считают самым главным приоритетность — чтение, по их мнению, должно быть предпочтительной формой проведения досуга.
Самый большой интерес у детей, по словам родителей, вызывают приключенческие книги (18,2%), сказки (15,1%), современная детская проза (13,3%), повести и рассказы о животных (12,6%), научно-популярная литература (9,3%).
На вопрос «Если ребенок предпочитает художественной литературе научно-популярную или книги узкой тематики, можно ли считать это достаточным?», 47% родителей ответили «Да, но прививать интерес к чтению художественной литературы обязательно». 39% родителей считают, что этого недостаточно и чтение художественной литературы незаменимо. 14% считают интерес только к литературе в стиле «науч-поп» достаточным.
Только в 29% семей чтение является ежедневным ритуалом, при том, что 84% педагогов считают, что читать детям необходимо именно каждый день.
В ходе опроса выяснилось, что у 36% опрошенных семей в домашней библиотеке от 100 до 200 детских книг; менее 100 книг дома у 31% родителей; более 100 детских изданий — у 20%. 13% затруднились назвать точное количество детских произведений у них дома.
На вопрос «Можно ли назвать вашу семью читающей?» 58% родителей ответили «Скорее, да. По возможности читаем»; 34% опрошенных ответили «Конечно. Вся семья постоянно читает». И 8% родителей назвали свои семьи скорее нечитающими.
30% школьников 6-10 лет читают 1-2 часа в неделю, 29,8% посвящают чтению 3-4 часа. 41% школьников указанного возраста прочитывают 1-2 книги в месяц, у 37,8% количество книг в месяц возрастает до 3-5. Более 10 книг читают за месяц только 5% младшеклассников.
В «Топ-20» книг, которые были прочитаны и больше всего понравились детям 6-10 лет первые три места занимают: В.В. Бианки «Рассказы о животных»; А. Вестли «Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик»; А.М. Волков «Волшебник Изумрудного города».
Школьники 11-14 лет читают 1-2 часа в неделю в 28,8% случаев. 24,6% учеников открывают книги на 3-4 часа. Больше, чем 8 часов в неделю чтению уделяют внимание 11,6% детей среднего школьного возраста. Большинство детей данного возраста, 55,1%, читают 1-2 книги в месяц. 3-4 книги прочитывают 30,8% школьников, 6-10 книг — 10,2% детей, более 10 книг читают всего 3,9% детей этой возрастной группы.
В «Топ-20» книг, которые были прочитаны и больше всего понравились детям 11-14 лет первые три места занимают: А.Р. Беляев «Человек-амфибия»; Ж. Верн «Вокруг света за 80 дней»; Ж. Верн «Таинственный остров».
У детей старшего школьного возраста, 15-17 лет, картина чтения такова: 1-2 часа в неделю читают 18,9% учеников, 3-4 часа — 21,7%, 5-6 часов посвящают книгам 17,5% подростков, 7-8 часов в неделю — 18,4%. Более 8 часов в неделю чтению уделяют 23,6% детей.
При этом 46,7% читают 1-2 книги в месяц, 3-5 книг успевают прочитывать 31,1% учеников старших классов, 6-10 книг читают 14,2% школьников, а больше 10 книг оказываются прочтены 8% детей 15-17 лет.
В «Топ-20» книг, которые были прочитаны и больше всего понравились детям 15-17 лет первые три места занимают: М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»; Е.Н. Вильмонт «Опасное соседство»; И.А. Гончаров «Обломов».
Что касается проблем внеклассного чтения, то 97% педагогов считают, что ему необходимо уделять внимание в школе, при этом более 60% родителей и педагогов считают, что ведение дневника внеклассного чтения — устаревшая форма мотивации, не дающая должных результатов и слабо влияющая на желание школьников читать больше.
80% педагогов и родителей уверены, что заставлять ребенка читать нельзя. 80% учителей и 68% родителей считают, что привлечь ребенка к самостоятельному чтению можно, если взрослые будут читать детям вслух.
Только 15% родителей отмечают, что их дети читают «много, сами и без всяких напоминаний и просьб», а 44% утверждают, что дети по собственному желанию читают больше во время каникул.
При этом 509 человек, участвовавших в опросе, считают, что прививать любовь к чтению ребенку должны родители. 318 человек полагают, что это дело учителей. А 308 участников опроса уверены, что развитие интереса к чтению — забота общества.
334 участника опроса считают, что самым важным количественным показателем читательской грамотности ребенка является время ежедневного чтения, тогда как 297 человек более важными считают число прочитанных книг. 448 человек назвали самым важным качественным показателем читательской грамотности добровольность чтения ребенка. 433 человека считают самым главным приоритетность — чтение, по их мнению, должно быть предпочтительной формой проведения досуга.
Самый большой интерес у детей, по словам родителей, вызывают приключенческие книги (18,2%), сказки (15,1%), современная детская проза (13,3%), повести и рассказы о животных (12,6%), научно-популярная литература (9,3%).
На вопрос «Если ребенок предпочитает художественной литературе научно-популярную или книги узкой тематики, можно ли считать это достаточным?», 47% родителей ответили «Да, но прививать интерес к чтению художественной литературы обязательно». 39% родителей считают, что этого недостаточно и чтение художественной литературы незаменимо. 14% считают интерес только к литературе в стиле «науч-поп» достаточным.
Только в 29% семей чтение является ежедневным ритуалом, при том, что 84% педагогов считают, что читать детям необходимо именно каждый день.
В ходе опроса также были составлены списки: книг, которые больше всего понравились детям при чтении их вслух родителями; самых интересных книг, прочитанных детьми самостоятельно; книг, рекомендованных к внеклассному чтению педагогами. Данные списки опубликованы на сайте организатора исследования, интернет-магазина «Лабиринт». Ознакомиться с полным отчетом о результатах исследования можно здесь.
Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале