Религия и политика на Украине. О природе конфликта
Украина: противостояние восток-запад
Украина представляет собой очень сложное и неоднородное явление, она разделена сама в себе, в ней четко прослеживаются регионы со своей особой спецификой, особым менталитетом населения. Между востоком и югом Украины особенных противоречий нет, а вот, если говорить о противостоянии восток - запад, здесь все намного сложнее.
Восточные украинцы всегда тяготели к России, а западные исторически долгое время находились в подданстве Польши или Австро-Венгрии. Они мнят себя частью Европы, стремятся в Евросоюз. Это стремление порождает соответствующую политическую деятельность.
Помимо этого присутствует и религиозный момент разделения: восток - православный, запад - это в основном униаты, греко-католики. Униатство доминирует в западном регионе.
На Западной Украине из-за распространенности здесь националистических идей и неприятия Православия униатами очень высока степень политизированности церковной жизни. Да и по всей Украине расселившиеся там галичане изрядно «мутят воду», привнося национализм и религиозное противостояние в регионы, где их прежде никогда не было.
Можно говорить о том, что привнесение националистического фактора в церковную жизнь именно униатами парадоксальным образом породило раскол в Православии. Стремление к автокефалии - это идеологическая линия, которая развивалась на Украине в основном в тесной связи с развитием националистического движения.
С одной стороны, существует уже почти столетняя тенденция к развитию национализма на Украине, с другой - нынешняя политическая жизнь этой страны, представляющая совершенно трагикомическое явление, - все это накладывает такой отпечаток на церковную жизнь, что неизбежны конфликты на религиозной почве. Именно политика, вносимая в религиозную среду, приводит к тому, что на Украине постоянно возникают проблемы, связанные с расколами, распространением униатства и массовым развитием различных сект.
Чем «правее» партия, тем она более антиправославна
Трудно однозначно классифицировать, какие политические силы стоят за теми или иными религиозными организациями. Самые оголтелые националисты на Украине - это УНА-УНСО (Украинская национальная ассамблея - Украинская национальная самооборона). Это люди, которые, по сути, исповедуют фашистские взгляды, национализм в самой крайней форме. И здесь можно совершенно определенно говорить о том, что, так называемый «Киевский патриархат», возглавляемый Филаретом (Денисенко), анафематствованным и расстриженным бывшим митрополитом Киевским, имел с этой организацией самые тесные отношения.
Есть документы (их когда-то опубликовал глава пресс-службы Украинской Православной Церкви, Василий Семенович Анисимов), которые показывают, что структура Филарета (Денисенко) очень тесно сотрудничала с этими крайне правыми националистами. «Киевский патриархат» даже снабжал их обмундированием, техникой и проч., - все это в 1992-1993 гг. шло с Запада на Украину под грифом гуманитарной помощи через «Киевский патриархат» (например, так передавалось то, что осталось Германии от армии бывшей ГДР).
В 1995 г. в Киеве имели место столкновения, вызванные кончиной лжепатриарха Киевского Владимира Романюка. Тогда на Софийской площади было учинено самое настоящее побоище, которое спровоцировали эти самые националисты-боевики.
Но помимо ультраправых и более респектабельные правые политические партии (опять же связанные, прежде всего, с политиками из Западной Украины) покровительствовали и продолжают оказывать поддержку т.н. «Киевскому патриархату», и т.н. «Украинской автокефальной православной церкви» и униатам, - кому угодно, лишь бы не Московскому Патриархату. Почти все правые партии на Украине покровительствуют именно раскольникам или униатам, но не канонической Украинской Православной Церкви.
С другой стороны, есть множество партий (как, например, Блок Тимошенко), которые стараются демонстративно дистанцироваться от каких- либо попыток связать их деятельность с той или иной конфессией. Можно вспомнить, как Тимошенко предпочла в прошлом году отмежеваться от встречи, нарочито устроенной президентом Ющенко Патриарху Константинопольскому Варфоломею. Такая позиция, кстати, во многом позволяет Тимошенко найти поддержку не только на Западе Украины, но и у части восточных украинцев.
Церковные отношения и имперские амбиции
Вопрос о политической подоплеке визита Патриарха, конечно, провокационный. Патриарх сам однозначно заявил, что его визит будет пастырским и только. Патриарх как мудрый архипастырь, безусловно, постарается избежать любых попыток трактовать его визит в политическом ключе. И это естественно: Церковь - вне политики. Другое дело, как приезд Святейшего на Украину будут воспринимать сами политики и вообще весь украинский народ, какие будут делать выводы.
Никуда не деться от того, что вопрос нашего духовного единства имеет политическую составляющую. Будет ли Украина дружественной России страной или нет? Этот вопрос сегодня неизбежно побуждает вспомнить и нашу общую историю, и наши общие духовные корни. Думаю, что множеству украинцев, настроенных на сохранение духовного и культурного единства с Россией, установление дружественных отношений между нашими государствами, визит Патриарха, несомненно, придаст импульс к дальнейшим усилиям в этом направлении.
В рамках визита на государственном уровне была организована встреча Патриарха Кирилла с президентом Ющенко. Можно сказать, что визит носит и государственный характер в том смысле, что государство тоже является приглашающей стороной. Точно так же президент Кучма принимал Папу Римского, президент Ющенко - Патриарха Константинопольского Варфоломея. Правда, в обоих случаях почести, воздаваемые религиозным лидерам, заметно выходили за рамки традиционных жестов вежливости - было очевидно, что власти Украины стремятся соблюсти именно политическую выгоду.
В отношении визита Патриарха Кирилла можно сказать, что наш Предстоятель имеет огромный опыт работы в качестве руководителя Отдела внешних церковных связей и по природе своей деятельности он всегда стремился со всеми, ив том числе - политиками, искать и находить общий язык, компромиссные решения, вести диалог. Думаю, что в налаживании нормальных отношений с государственными властями Украины это имеет большое значение, и можно надеяться, что в этом смысле визит Патриарха изменит ситуацию в лучшую сторону.
Следует отметить, что нынешний визит Предстоятеля Русской Церкви проходит в обстановке, в политическом плане более спокойной, нежели прошлогодний визит Патриарха Алексия II, когда напряженность была вызвана попытками втянуть Патриарха Варфоломея в религиозные конфликты на Украине. Слава Богу, этого удалось избежать. Сегодня, как мне кажется, диалог между главой Русской Православной Церкви и главой Украинского государства может оказаться гораздо более успешным.
Вообще, как представляется, со стороны властей Украины имеет место много непонимания реалий церковной жизни в стране. Зачастую украинская государственная власть экстраполирует свои сложные отношения с властями России на церковную жизнь, пытается оценивать через их призму религиозные отношения в стране. Отсюда и возникают многочисленные проблемы.
Может быть, Патриарх удастся использовать встречу с представителями высшей государственной власти Украины для того, чтобы донести до их сознания, что стремление политиков реализовать любой ценой идею создания «единой поместной церкви» на Украине, к сожалению, оборачивается вмешательством в церковную жизнь, насилием над ней. Надеюсь, Патриарху Кириллу удастся убедить Виктора Ющенко в том, что на Украине уже существует эта единая Поместная Церковь в лице канонической Украинской Православной Церкви, и что ее каноническое единство с Московским Патриархатом не следует воспринимать, как попытку непременно подчинить Украину власти Москвы, реализуя некии мифические имперские амбиции России, о которых столь часто говорят украинские политики.
Прошлогодний визит Патриарха Алексия фактически был ограничен посещением Киева. Но и тогда православные верующие свидетельствовали свою верность единому Русскому Православию. Нынешний визит Патриарха Кирилла охватывает, по сути, всю Украину, в т.ч. Западную. Резонанс от него будет, как можно ожидать, намного большим. Так что властям Украины многие вещи, вероятно, станут более ясны, и игнорировать стремление большинства православных верующих Украины сохранять единство с Русской Православной Церковью будет уже просто невозможно.