В нижегородских селах открывают домашние школы
В Нижегородской области открыто уже восемь «Домов учителя». Это школы, совмещённые с жильём для семьи педагога. Региональные власти таким образом возвращают жителям небольших населённых пунктов школы, закрытые в рамках реформы образования.
В Нижегородской области реализуется проект «Дома учителя», главной задачей которого стало появление школ в тех населённых пунктах, где в ходе реформирования системы образования были закрыты учебные заведения, сообщает SmartNews. В учительском доме половина помещения оборудована для обучения младших школьников, другая половина — для проживания семьи педагога.
«Отличие дома учителя в том, что он переходит в собственность педагогу не через 10 лет, а сразу. Но при этом человек подписывает договор, по которому обязуется отработать десять лет. В остальном эти проекты схожи. Даже дома строятся по одному принципу: левая половина — детям, правая — педагогу», — рассказал начальник отдела дошкольного и общего образования министерства образования Нижегородской области Виктор Шмелёв.
Нижегородская область — последний регион, в котором провели реформу образования на селе. В ряде регионов Приволжья малокомплектные сельские школы были закрыты ещё в 2000 году. В Нижегородской области этот процесс сдерживали до 2010 года. Но под давлением федерального министерства образования реформу всё-таки провели. Закрытие школ вызвало шквал недовольства сельских жителей.
В региональном министерстве нашли возможность создавать в селах младшую школу. «Первой ласточкой» стала учительница села Овечий Овраг Краснооктябрьского района. После закрытия школы она год просидела без работы. На предложение открыть новую школу на дому женщина откликнулась с большой охотой. Вместе с семьёй она переехала на второй этаж собственного коттеджа, а первый уступила своим ученикам. В обмен на это женщина получила высокооплачиваемую работу.
После того как «домашняя школа» в Овечьем Овраге успешно заработала, было принято решение возродить ещё одну школу в Богородском районе, где учительница, так же, как и её коллега из Овечьего Оврага, сидела год без работы. Её положение усугублялось плохими жилищными условиями. Вместе с семьёй она проживала в ветхом общежитии. Обе проблемы решили сразу. В здании сельской школы провели косметический ремонт, разделив его на две половины. Одну половину отдали учителю, другая служит по своему прямому назначению. В 2012 году в рамках проекта «Дом учителя» на территории региона было с нуля построено ещё три здания, в которых жилище педагога расположено под одной крышей со школой.
В домах учителя в среднем обучаются 10-15 детей. У педагога, живущего в таком доме, зарплата составляет от 30 до 70 тысяч рублей. В одном лице он является не только учителем, но и директором, и поваром, и сторожем.
«Учитывая то, что педагог в такой школе один, обучаться там могут только дети младшей ступени школы — с первого по четвёртый класс. Учатся они в одну смену. Главная сложность заключается в том, что учитель должен в рамках одного урока дать каждому ученику программу, соответствующую его возрасту. Приходится очень творчески подходить к организации учебного процесса. Высокой успеваемостью в таких школах ученики, как правило, не блещут, но у них очень хорошее прилежание и поведение. А самое главное, что их не приходится никуда возить. Они рядом с домом, в двух шагах от мам и пап», — говорит Виктор Шмелёв.
Как рассказали в министерстве образования, для открытия в поселке «Дома учителя» приходится, помимо решения материальных задач, заниматься изучением демографической ситуации. Решение по строительству каждой такой школы принимает лично губернатор. Прежде чем выйти с предложением о строительстве школы, специалисты министерства анализируют перспективы, которые есть в данном населённом пункте. Учитывается наличие молодых семей, количество родившихся детей, которые через несколько лет станут учениками этой школы, стабильной работы и социальных гарантий для родителей. Только в том случае, если у специалистов министерства есть твердая уверенность, что школа не опустеет спустя пят-шесть лет, принимается решение о строительстве.
По подобному принципу в регионе создаются семейные детские сады.
«Отличие дома учителя в том, что он переходит в собственность педагогу не через 10 лет, а сразу. Но при этом человек подписывает договор, по которому обязуется отработать десять лет. В остальном эти проекты схожи. Даже дома строятся по одному принципу: левая половина — детям, правая — педагогу», — рассказал начальник отдела дошкольного и общего образования министерства образования Нижегородской области Виктор Шмелёв.
Нижегородская область — последний регион, в котором провели реформу образования на селе. В ряде регионов Приволжья малокомплектные сельские школы были закрыты ещё в 2000 году. В Нижегородской области этот процесс сдерживали до 2010 года. Но под давлением федерального министерства образования реформу всё-таки провели. Закрытие школ вызвало шквал недовольства сельских жителей.
В региональном министерстве нашли возможность создавать в селах младшую школу. «Первой ласточкой» стала учительница села Овечий Овраг Краснооктябрьского района. После закрытия школы она год просидела без работы. На предложение открыть новую школу на дому женщина откликнулась с большой охотой. Вместе с семьёй она переехала на второй этаж собственного коттеджа, а первый уступила своим ученикам. В обмен на это женщина получила высокооплачиваемую работу.
После того как «домашняя школа» в Овечьем Овраге успешно заработала, было принято решение возродить ещё одну школу в Богородском районе, где учительница, так же, как и её коллега из Овечьего Оврага, сидела год без работы. Её положение усугублялось плохими жилищными условиями. Вместе с семьёй она проживала в ветхом общежитии. Обе проблемы решили сразу. В здании сельской школы провели косметический ремонт, разделив его на две половины. Одну половину отдали учителю, другая служит по своему прямому назначению. В 2012 году в рамках проекта «Дом учителя» на территории региона было с нуля построено ещё три здания, в которых жилище педагога расположено под одной крышей со школой.
В домах учителя в среднем обучаются 10-15 детей. У педагога, живущего в таком доме, зарплата составляет от 30 до 70 тысяч рублей. В одном лице он является не только учителем, но и директором, и поваром, и сторожем.
«Учитывая то, что педагог в такой школе один, обучаться там могут только дети младшей ступени школы — с первого по четвёртый класс. Учатся они в одну смену. Главная сложность заключается в том, что учитель должен в рамках одного урока дать каждому ученику программу, соответствующую его возрасту. Приходится очень творчески подходить к организации учебного процесса. Высокой успеваемостью в таких школах ученики, как правило, не блещут, но у них очень хорошее прилежание и поведение. А самое главное, что их не приходится никуда возить. Они рядом с домом, в двух шагах от мам и пап», — говорит Виктор Шмелёв.
Как рассказали в министерстве образования, для открытия в поселке «Дома учителя» приходится, помимо решения материальных задач, заниматься изучением демографической ситуации. Решение по строительству каждой такой школы принимает лично губернатор. Прежде чем выйти с предложением о строительстве школы, специалисты министерства анализируют перспективы, которые есть в данном населённом пункте. Учитывается наличие молодых семей, количество родившихся детей, которые через несколько лет станут учениками этой школы, стабильной работы и социальных гарантий для родителей. Только в том случае, если у специалистов министерства есть твердая уверенность, что школа не опустеет спустя пят-шесть лет, принимается решение о строительстве.
По подобному принципу в регионе создаются семейные детские сады.
Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале