Вышли мемуары академика Дмитрия Лихачёва
Есть книги, которые всю жизнь могут лежать на тумбочке у кровати. Их открывают, когда нужен глоток свежего воздуха, совет или просто несколько умных и глубоких фраз. «Мысли о жизни. Письма о добром» Дмитрия Лихачёва — именно такая книга. Неслучайно, появившись на прилавках книжных магазинов, она тут же стала лидером продаж в мемуарной литературе.
Имя академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва (1906-1999), одного из крупнейших учёных-гуманитариев, давно стало символом научного и духовного просвещения, мудрости и порядочности, сообщает «Российская газета». Это имя известно на всех континентах. Принц Уэльский Чарльз, вспоминая свои встречи со знаменитым академиком, писал, что свою любовь к России он во многом вынес из разговоров с Лтхачёвым, русским интеллигентом, которого ему привычнее называть «духовным аристократом».
Как уже ясно из названия, книга делится на две части. Первая — Мысли о жизни — состоит из воспоминаний. Лихачёв характеризует ее так: «... я прежде всего пишу о людях. Люди — самое важное в моих воспоминаниях. Стремясь восстановить их индивидуальность, я выполнял свой долг — сохранить о них память». Это летопись столетия, летопись народа: петербургское детство, юность в лагере на Соловках, строительство Беломорско-Балтийского канала, блокада Ленинграда, полувековой научный труд в Пушкинском доме...
Вторая часть — Письма о добром — это в некотором смысле обращение к юношеству. Лев Толстой так обращался к молодому читателю в статье «Верьте себе». Дмитрий Сергеевич Лихачёв написал 47 писем на разные темы. Все они учат быть Человеком с большой буквы. Некоторые из писем — реальные ответы школьникам.
Дмитрий Лихачёв был человеком удивительной судьбы. В годы страшных сталинских репрессий, в годы засилья атеистической идеологии в культуре и науке он защищал и спасал от забвения и уничтожения памятники отечественной культуры, в эпоху антирелигиозной пропаганды открывал для современников и потомков духовное наследие предшествующих эпох Российской истории и показывал через древнерусскую литературу — как наши предки старались и умели жить по совести.
Начав своё образование еще в дореволюционной России, Лихачёв, по его собственным словам, всю жизнь учился: учился у древних эпох, у памятников родной истории и старины, учился мудрости по древнерусской литературе, изучением которой занимался десятки лет, учился у своего собственного жизненного опыта, — а пережил Дмитрий Сергеевич все страшные события XX века. Но и в тяжелейших жизненных испытаниях он оставался верен самым высоким духовно-нравственным идеалам. Поэтому не меньше, чем его труды по истории русской литературы и культуры, для нас важна сама его личность — этот человек стал для нас живой «связью эпох», «связью времён».
Уже в 80-х годах XX века, будучи пожилым человеком, учёный собрал свои собственные заметки и наблюдения, посвящённые родной культуре, образованию и воспитанию, и составил на их основе своеобразное послание молодому поколению России. Свой труд он назвал просто: «Письма о добром и прекрасном».
Эти письма, адресованные современному читателю, молодому человеку, — не просто мысли большого учёного и мыслителя, много совершившего в жизни и получившего мировое признание, — для нас это ещё и «письма» от десятков поколений наших предков, наших предшественников (жизнь и культуру которых учёный так хорошо знал).
Заканчивая свой труд, в последнем письме Лихачёв так отзывается о своей работе: «Мы поднимались с читателем вместе по ступеням опыта, не моего только опыта, но опыта многих людей. Мои письма наставительные, но, наставляя, я наставлялся сам» (Письмо 46-е).
Лихачёв имел полное право закончить книгу своих писем простыми словами: «Поверьте мне!». Ведь сам он был подлинно счастливым человеком. И даже по меркам современности он был успешным человеком. Он дожил до глубокой старости. В своей профессии — (и далеко за её пределами) он получил мировое признание. Но самое удивительное то, что Лихачёв умел быть счастливым в таких страшных обстоятельствах, когда, наверное, сам вопрос о счастье становится бессмысленным. Его воспоминания о годах, проведённых в Соловецком лагере особого назначения, о времени Ленинградской блокады и других тяжёлых испытаний, показывают: Лихачёв умел видеть и запоминать среди окружающих его ужасов эпохи доброе и прекрасное, и именно это позволяло ему испытывать радость, делало его счастливым человеком. Принципы этой «науки быть счастливым» он и постарался изложить языком, доступным современному человеку, в своих «Письмах о добром и прекрасном».
По своей сути эта книга — голос нашей собственной культуры, её послание нам; это мудрость и опыт тысячелетней русской традиции, подмеченный и записанный великим исследователем.
Четыре цитаты из «Писем о добром»
Письмо 28. Быть вместе.
Игра — будь это лапта, волейбол, горелка или ещё какая-нибудь — воспитывает социальность, она воспитывает умение держаться вместе, играть вместе, ощущать партнера, ощущать противника.
Письмо 29. Путешествуйте!
Не упускайте случая находить интересное даже там, где вам кажется неинтересно. На земле нет неинтересных мест — есть только неинтересующиеся люди, люди, не умеющие находить интересное, внутренне скучные.
Письмо 32. Понимать искусство.
Если сравнить жизнь с драгоценным дворцом со многими залами, которые тянутся бесконечными анфиладами, которые все щедро разнообразны и все не похожи друг на друга, то самый большой зал в этом дворце, настоящий «тронный зал», — это зал, в котором царствует искусство. Это зал удивительных волшебств. И первое волшебство, которое он совершает, происходит не только с самим обладателем дворца, но и со всеми, в него приглашенными на торжество.
Письмо 47. Путями доброты.
Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. Это «неразменный рубль».
Дмитрий Лихачёв «Мысли о жизни. Письма о добром». — М.: КоЛибри; Азбука-Аттикус, 2014.
Как уже ясно из названия, книга делится на две части. Первая — Мысли о жизни — состоит из воспоминаний. Лихачёв характеризует ее так: «... я прежде всего пишу о людях. Люди — самое важное в моих воспоминаниях. Стремясь восстановить их индивидуальность, я выполнял свой долг — сохранить о них память». Это летопись столетия, летопись народа: петербургское детство, юность в лагере на Соловках, строительство Беломорско-Балтийского канала, блокада Ленинграда, полувековой научный труд в Пушкинском доме...
Вторая часть — Письма о добром — это в некотором смысле обращение к юношеству. Лев Толстой так обращался к молодому читателю в статье «Верьте себе». Дмитрий Сергеевич Лихачёв написал 47 писем на разные темы. Все они учат быть Человеком с большой буквы. Некоторые из писем — реальные ответы школьникам.
Дмитрий Лихачёв был человеком удивительной судьбы. В годы страшных сталинских репрессий, в годы засилья атеистической идеологии в культуре и науке он защищал и спасал от забвения и уничтожения памятники отечественной культуры, в эпоху антирелигиозной пропаганды открывал для современников и потомков духовное наследие предшествующих эпох Российской истории и показывал через древнерусскую литературу — как наши предки старались и умели жить по совести.
Начав своё образование еще в дореволюционной России, Лихачёв, по его собственным словам, всю жизнь учился: учился у древних эпох, у памятников родной истории и старины, учился мудрости по древнерусской литературе, изучением которой занимался десятки лет, учился у своего собственного жизненного опыта, — а пережил Дмитрий Сергеевич все страшные события XX века. Но и в тяжелейших жизненных испытаниях он оставался верен самым высоким духовно-нравственным идеалам. Поэтому не меньше, чем его труды по истории русской литературы и культуры, для нас важна сама его личность — этот человек стал для нас живой «связью эпох», «связью времён».
Уже в 80-х годах XX века, будучи пожилым человеком, учёный собрал свои собственные заметки и наблюдения, посвящённые родной культуре, образованию и воспитанию, и составил на их основе своеобразное послание молодому поколению России. Свой труд он назвал просто: «Письма о добром и прекрасном».
Эти письма, адресованные современному читателю, молодому человеку, — не просто мысли большого учёного и мыслителя, много совершившего в жизни и получившего мировое признание, — для нас это ещё и «письма» от десятков поколений наших предков, наших предшественников (жизнь и культуру которых учёный так хорошо знал).
Заканчивая свой труд, в последнем письме Лихачёв так отзывается о своей работе: «Мы поднимались с читателем вместе по ступеням опыта, не моего только опыта, но опыта многих людей. Мои письма наставительные, но, наставляя, я наставлялся сам» (Письмо 46-е).
Лихачёв имел полное право закончить книгу своих писем простыми словами: «Поверьте мне!». Ведь сам он был подлинно счастливым человеком. И даже по меркам современности он был успешным человеком. Он дожил до глубокой старости. В своей профессии — (и далеко за её пределами) он получил мировое признание. Но самое удивительное то, что Лихачёв умел быть счастливым в таких страшных обстоятельствах, когда, наверное, сам вопрос о счастье становится бессмысленным. Его воспоминания о годах, проведённых в Соловецком лагере особого назначения, о времени Ленинградской блокады и других тяжёлых испытаний, показывают: Лихачёв умел видеть и запоминать среди окружающих его ужасов эпохи доброе и прекрасное, и именно это позволяло ему испытывать радость, делало его счастливым человеком. Принципы этой «науки быть счастливым» он и постарался изложить языком, доступным современному человеку, в своих «Письмах о добром и прекрасном».
По своей сути эта книга — голос нашей собственной культуры, её послание нам; это мудрость и опыт тысячелетней русской традиции, подмеченный и записанный великим исследователем.
Четыре цитаты из «Писем о добром»
Письмо 28. Быть вместе.
Игра — будь это лапта, волейбол, горелка или ещё какая-нибудь — воспитывает социальность, она воспитывает умение держаться вместе, играть вместе, ощущать партнера, ощущать противника.
Письмо 29. Путешествуйте!
Не упускайте случая находить интересное даже там, где вам кажется неинтересно. На земле нет неинтересных мест — есть только неинтересующиеся люди, люди, не умеющие находить интересное, внутренне скучные.
Письмо 32. Понимать искусство.
Если сравнить жизнь с драгоценным дворцом со многими залами, которые тянутся бесконечными анфиладами, которые все щедро разнообразны и все не похожи друг на друга, то самый большой зал в этом дворце, настоящий «тронный зал», — это зал, в котором царствует искусство. Это зал удивительных волшебств. И первое волшебство, которое он совершает, происходит не только с самим обладателем дворца, но и со всеми, в него приглашенными на торжество.
Письмо 47. Путями доброты.
Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. Это «неразменный рубль».
Дмитрий Лихачёв «Мысли о жизни. Письма о добром». — М.: КоЛибри; Азбука-Аттикус, 2014.
Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале