«Если бы мне снова было 17…». О чём жалеют выпускники МГУ
«Ностальгическая нежность»
Ирина Дорфман, выпускница филологического факультета 1996 года |
В отличие от великого поэта, все наши собеседники вспоминают студенческие годы с теплотой и благодарностью. Выпускница филологического факультета 1996 года Ирина Дорфман употребляет выражение «ностальгическая нежность». «Для меня это было очень важное время в жизни, — рассказывает она. — В университете я познакомилась со своими будущим мужем (на втором курсе, мы были однокурсниками), ровно через год вышла замуж. Там я нашла почти всех своих подруг».
Личное счастье в стенах родного вуза обрели и супруги Применко — Эдуард Андреевич и Наталья Ивановна, выпускники механико-математического факультета 1963 года. Они вместе уже 52 года! «Годы учебы в МГУ — самые светлые в нашей жизни. В МГУ мы получили великолепное образование, обрели верных друзей на всю жизнь», — отмечают они.
Влияние университета особенно чувствуют те, кто закончил учиться относительно недавно. «Это время становления меня как личности, формирования взглядов и подхода к жизни», — говорит Ирина Кислина, выпускница философского факультета 2005 года. «Время, когда из юных мы становились взрослыми, время общения, которое уже никогда не повторится с тем уровнем задора, интереса, искренности, — продолжает выпускница факультета фундаментальной медицины 2003 года Екатерина. — Время, когда мы учились учиться, верили в науку и в нашей вере не было скепсиса».
Для многих с университетом связан и приход в Церковь. «На пятом курсе крестилась в Татьянинском храме и там же воцерковилась», — вспоминает Ирина Дорфман. «Благодаря МГУ попала в Татьянинский храм, где в те годы началась и моя исследовательская работа в области кино», — отмечает Юлия Анохина, окончившая аспирантуру филологического факультета.
Учёба: «самозабвенно и радостно»
Юлия, выпускница факультета почвоведения 2009 года |
Как обстояли дела собственно с учебой? Возможностей в МГУ масса, но как сориентироваться, выбрать то, что нужно и интересно? Многие жалеют, что учились либо недостаточно прилежно, либо недостаточно осознанно. «Поменяла бы тактику исследовательской работы, отсекла бы всё лишнее, на что затратила неоправданно много времени, — спустя годы оценивает Юлия Анохина учёбу в аспирантуре филфака. — На тот момент очень не хватало опыта».
«К учёбе, наверное, относился бы в целом более ответственно. Сейчас по-другому видится то, что могло бы пригодиться в жизни, найти практическое применение. Соответственно, сконцентрировался бы больше на этих направлениях», — размышляет выпускник факультета вычислительной математики и кибернетики (ВМК) 1996 года Павел. Александра, окончившая в 2004 году географический факультет, тоже считает, что к некоторым вопросам сейчас подошла бы чуть более практично. «Больше бы пользовалась возможностью участвовать в научных студенческих обществах, экспедициях и других поездках», — полагает она.
А вот Ирина Кислина ставит под сомнение возможность утилитарно применить университетские знания. «Так вышло, что я была в первом наборе пиарщиков и на нас ставили эксперименты, — объясняет она. — Мы должны были стать именно практиками, но практика и университет — это немножко разные категории. В университете надо заниматься теорией, самозабвенно и радостно».
«Я старалась бы лучше и ровнее учиться», — признаётся Екатерина. Есть сожаления и у Юлии, выпускницы факультета почвоведения 2009 года: «Прогуливала занятия. Много проблем было с этим. Да и информацию я усвоила не в полном объеме. Если бы я училась сейчас, то была бы усердным "ботаном" и круглой отличницей!»
Студенты МГУ, 1961 год. В центре — Наталья Применко, крайний слева — Виктор Садовничий (ныне ректор университета) |
Марина с геофака (выпуск 2006 года), напротив, думает, что из-за учёбы кое-что упустила. «Пожалуй, надо было поменьше думать об учёбе, не гнаться за "пятёрками", а побольше — об интересном опыте, который я могла бы получить, — сожалеет она. — Например, участвовать ещё и в зимних экспедициях, а не только в летних. Наш факультет, да и университет в целом, дают массу возможностей для самореализации: хочешь — иди играй в театре, записывайся в команду КВН или ещё куда-нибудь. Но сначала кажется, что сложно, нет времени, а на старших курсах вроде как уже не до того».
Екатерина Свириденко (Раюшкина), выпускница геологического факультета 2003 года, поступила на факультет, где работали ее родители. Поэтому «училась совестливо, халяву не ловила». «Меня все знали с рождения, любили, родителей помнили. Было стыдно как-то плохо учиться», — замечает она.
Супруги Применко уверены, что в их время «отношение к учёбе было ответственное», и «хорошо бы, чтобы у нынешних студентов оно было такое же».
«Лучше или хуже — не угадаешь»
Ирина Кислина, выпускница философского факультета 2005 года |
Довольны ли выпускники выбором факультета и специализации или занялись бы чем-то другим? Примерно половина наших респондентов хотела бы попробовать себя в смежных областях.
«С самого начала разрывалась между лингвистикой и философией, — рассказывает Юлия Анохина. — В целом я довольна избранной специальностью, хотя мне в равной мере было бы интересно обучение на филологическом или философском факультетах. Сейчас я бы поступала на философский факультет или на ОТиПЛ (Отделение теоретической и прикладной лингвистики) филологического факультета».
«Есть известное высказывание про математику, что она "ум в порядок приводит". Поэтому факультет менять бы точно не стал, — уверен Павел с факультета ВМК. — Над специализацией бы еще подумал».
«С теми интересами, которые у меня сейчас, пошла бы на другой факультет МГУ, а с теми интересами, что были у меня в 17 лет, пошла бы на тот же факультет и на ту же специальность», — резонно отмечает Александра. Так же философски осмысляет вопрос Марина: «У меня нет возможности проверить, как бы сложилась жизнь на другом факультете или на другой специализации. Точно по-другому, но лучше или хуже — не угадаешь».
Специальность Марины — «картография и геоинформатика». «В конце концов я поняла, что мне эти направления не слишком интересны, — признаётся она. — Точнее, интересна только некоторая часть, довольно узкая. Но зато после моей кафедры не было проблем с работой, и в целом я довольна тем, что имею на сегодняшний момент».
Ксения, выпускница факультета почвоведения 2009 года |
А вот представительницы факультета почвоведения хотели бы попробовать себя в медицине. «Наш факультет дает очень широкие знания в области естественных наук. Меня научили думать, понимать и разбираться в том, что меня окружает. Благодаря МГУ я могу разобраться во всем, что мне нужно», — гордится выпускница 2009 года Ксения. При этом она констатирует, что «профессии университет не даёт», и предполагает, что пошла бы в медицинский. «Я, возможно, опять пошла бы на почвоведение. Или, скорее всего в медицинский. Или в музучилище!», — и соглашается, и спорит с ней Юлия.
«Слушай маму, она в МГУ училась!»
Екатерина, выпускница факультета фундаментальной медицины 2003 года |
Насколько фундаментальное образование востребовано в жёстких условиях современного рынка?
Преподавание в вузе — «классический» путь самореализации выпускников университета. По нему пошли двое наших героев: Эдуард Применко — доцент кафедры информационной безопасности факультета ВМК МГУ, Алексей — старший преподаватель департамента иностранных языков НИУ «Высшая школа экономики» (ВШЭ). У Екатерины Свириденко работа в МГУ идет с перерывами… по уважительным причинам. «После выпуска я осталась работать на кафедре в должности инженера, — рассказывает она. — До аспирантуры не дошла, вышла замуж, родила детей, перевелась на полставки. Пока не сократили. В периоды выхода на работу (после очередного отпуска по уходу за ребёнком) я немного веду занятия. Мне нравится передавать знания, искать ответы на студенческие вопросы. Сейчас нахожусь в отпуске по уходу за третьим ребёнком. Так и работаю два-три года через два-три года».
Другие нашли способы применить знания вне академической карьеры — порой очень удачно, как в истории Юлии Анохиной. «Моя первая серьёзная работа в бизнесе была связана с лексикографией, а потом — с прикладной лингвистикой (специальность ОТиПЛа), — рассказывает она. — Я направила потенциальному работодателю резюме и в сопроводительном письме указала, что область моего диссертационного исследования была связана с лексикографией, словарным делом, в приложении к диссертации был проект словаря. Буквально сразу же была вызвана на собеседование и принята на работу с минимальным испытательным сроком. Так я попала в бизнес информационных технологий, где и остаюсь по сей день».
Студент мехмата Эдуард Применко (ныне доцент кафедры информационной безопасности факультета ВМК). 1960 год |
По специальности работают и выпускница факультета фундаментальной медицины Екатерина («У нас в семье есть присказка-шутка: "Слушай маму, она в МГУ училась"»), и Ксения с факультета почвоведения (правда, ей пришлось «выкрутиться», чтобы найти достойное применение полученным знаниям).
А некоторые просто ценят, что университет «научил думать». Это, в общем-то, и есть самое главное.
Фотографии предоставлены героями публикации. Фото на главной и слайдере — сайт Московского университета