Киноитоги года: битва мифов
В каком-то смысле «Левиафан» стал произведением актуального искусства, в которое каждый вчитывает своё, наболевшее, и порождённая им волна оказывается неотъемлемой частью самого фильма |
Начало года было отмечено масштабным обсуждением «Левиафана» Андрея Звягинцева, который наконец вышел в российский прокат и вскоре оказался в шаге от «Оскара». Тон этой дискуссии, переходящей в крик, напомнил полузабытые перестроечные разговоры в жанре «как нам обустроить Россию». В каком-то смысле фильм стал произведением актуального искусства, в которое каждый вчитывает своё, наболевшее, и порождённая им волна оказывается неотъемлемой частью самого фильма. Одни утверждали, что Звягинцев — художник, который создал мощное высказывание о напрочь коррумпированной стране, а поселок Териберка, где происходит действие фильма, — это Россия в миниатюре: трагичная, беспросветная, страшная. Другие обвиняли режиссера, что тот создал «экспортное» кино и смотрит на соотечественников свысока, да и киты в Белом море не водятся. При обсуждении потерялось главное, чем живет большое кино: многомерность реальности. Другой, более глубокий пласт — страдания библейского Иова, который является прообразом главного героя — в фильме ведь тоже заявлен. Но когда побеждает злободневное, вечное уходит в сторону…
Кстати, в том же споре постоянно упоминался ещё один заметный фильм о противостоянии человека и системы — «Дурак» Юрия Быкова. Эта картина проще, в чём-то наивнее, и — душевнее. Быков, рассказавший притчу о современном «правдорубе», слесаре-сантехнике Дмитрии Никитине, создал настоящую народную драму, и сделал это с большим мастерством. Нет ничего удивительного, что к концу года его фильм оказался в списке лучших фильмов по версии «Нью-Йорк Таймс».
Палитра российского кино 2015 года — от фантасмагорического «Орлеана» и психоделической «Родины» — до исповедальных «Пионеров-героев» |
Палитра российского кино 2015 года — от фантасмагорического «Орлеана» Андрея Прошкина (о котором мы подробно писали) и психоделической «Родины» Петра Буслова (рецензия здесь) — до исповедальных «Пионеров-героев» Натальи Кудряшовой. Последняя картина особенно показательна: это фильм про комплексы бывших советских детей, в жизни которых давно уже нет места подвигу, а подвига хочется. В ту же архаическую область советских мифов устремляются «Ангелы революции» Алексея Федорченко — странный, временами прекрасный, временами безумный артхаус про коммунистов-авангардистов.
Что касается «кино для всех», отмечу две картины — римейк «А зори здесь тихие» Рината Давлетьярова и «Битву за Севастополь» Сергея Мокрицкого. Первая выделяется отличной актерской работой Петра Федорова, мало-помалу ставшего одним из ведущих актеров российского кино. Старшее поколение, конечно, помнит знаменитую экранизацию повести, сделанную Станиславом Ростоцким, — с её учетом женские образы в новом фильме кажутся спорными: не всем актрисам удалось преодолеть гламурный бэкграунд. И все же фильм Давлетьярова смотрится цельно, а где-то — страшно сказать — превосходит «оригинал».
История женщины-снайпера решена в «Битве за Севастополь» без стыдливых умолчаний и ложного патриотизма, столь типичного для многочисленных фильмов, снимающихся «к дате» |
«Битва за Севастополь» — ещё одна картина о женщине на войне, российско-украинская копродукция, снятая до того, как началось трагичное гражданское противостояние. Тем больнее было смотреть этот фильм, рассказывающий не столько о войне, сколько о человеке. История женщины-снайпера решена без стыдливых умолчаний и ложного патриотизма, столь типичного для многочисленных фильмов, снимающихся «к дате», и поэтому, я уверен, зрителям запомнится.
Так же, полагаю, ещё долго будет смотреться «Тихий Дон» Сергея Урсуляка: этот сериал вызвал разноречивые отклики, но сама идея режиссера взяться за почти неподъёмную тему и решить ее как историю любви свежа и оправданна.
В уникальном миксе «низкого» и «высокого» — стиль Паоло Соррентино, в этом секрет его «Молодости» |
Среди значительных зарубежных картин, выходивших в российский прокат, назову «Викторию» Себастьяна Шиппера — 2,5-часовой фильм, снятый одним кадром без склеек. Здесь каждый поступок героев оказывается необратимым, а непрерывность, с которой следишь за передвижениями по городу испанской девчонки и её друзей с криминальным прошлым, то и дело заставляет зрителя чуть не кричать: «Зачем ты туда идешь! Зачем ты это сделала!» — опыт одновременно захватывающий и невыносимый.
Еще один нашумевший фильм — картина «Молодость» Паоло Соррентино — эстетская, роскошная, изобразительно-безупречная — вызвала не только восхищение (совсем недавно картина получила приз Европейской киноакадемии), но и осуждение критиков. В этом я вижу какой-то изощрённый снобизм. О непонимании, которым встретили картину «знатоки», мы писали отдельно, здесь скажем лишь, что немного найдётся картин, в которых так виртуозно совмещалась бы красота и в мещанском смысле, и в исконном. В уникальном миксе «низкого» и «высокого» — стиль Соррентино, в этом секрет его «Молодости».
Отдельного упоминания заслуживает мультфильм Константина Бронзита «Мы не можем жить без космоса» — поэтичный, гротескный |
Отдельного упоминания заслуживает мультфильм Константина Бронзита «Мы не можем жить без космоса» — поэтичный, гротескный — который уже включён в шорт-лист премии «Оскар».
Ближайшие премьеры в кино, которые обязательно станут предметом для споров — фильм «Самый лучший день» Жоры Крыжовникова, автора народного фильма «Горько». Автор характеризует свое новое детище как «караоке-комедию».
«Выживший» — картина, от одного трейлера которой веет студеной северной мощью |
Но особенно ждешь нового фильма Алехандро Гонсалеса Иньяритту под названием «Выживший». Леонардо Ди Каприо, по собственным словам, сыграл здесь самую сложную роль в своей жизни, а оператор Эммануэль Любецки снимал фильм исключительно при естественном освещении на протяжении восьми месяцев, причём в условиях, близких к экстремальным. Это картина, от одного трейлера которой веет студеной северной мощью. В ней рассказывается о спасении легендарного охотника Хью Гласса, которого предали друзья, оставив умирать в одиночестве. Гласс, пытаясь выбраться из обледенелых долин у истоков Миссури, претерпевает все возможные опасности зимовки на Диком Западе.
На излёте года нас ожидает возможный шедевр. Режиссёр-оскароносец, снявший «Бёрдмэна», кажется, опять прыгнул выше головы.
Фото на главной — fotonostra.ru