Крещение в скалах. Как рисовал библейские события Сальвадор Дали
Почти 50 лет назад, в 1967 году, в Италии было выпущено издание Библии с иллюстрациями Сальвадора Дали. Одним из первых «неканоничный» фолиант в переплете из белой кожи получил Папа Римский Павел VI. С тех пор книга выдержала несколько переизданий (стоимость экземпляра из первого тиража на аукционах достигает 75 тысяч долларов), а 105 библейских литографий Сальвадора Дали стали показывать в музеях как самостоятельный проект.
|
Spiritus Sanctus superveniet in te et virtus Altissimi obumbrabit tibi / Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя |
Инициатором издания Biblia Sacra стал итальянский коллекционер Джузеппе Альбаретто, друг художника. На предложение проиллюстрировать Книгу книг Дали откликнулся с энтузиазмом – его всегда привлекали библейские мотивы. Особенно волновал образ Христа, Спасителя мира. Возможно, потому, что имя Сальвадор переводится с итальянского как «спаситель».
Сюжеты для литографий Дали выбирал самостоятельно. В результате в 1963–1964 годах он создал 105 работ в смешанной технике, сочетающей акварель, гуашь, тушь, пастель, карандаш. В 1964–1967 годах они были переведены в литографии. Этот цикл стал самым масштабным в творчестве Дали графическим проектом.
|
Et peperit filium suum primogenitum et pannis eum involvit et reclinavit eum in praesepio / И родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли |
В работе над иллюстрированием Библии Дали абсолютно не стремится уложиться в какой-либо канон, и именно свобода в работе с композицией, изобразительными средствами, обыгрыванием сюжета поражает больше всего. У этих «иллюстраций» нет единого стиля, кроме стиля Сальвадора Дали. Какие-то изображения проработаны очень тщательно, какие-то — решены самыми простыми средствами.
Дали мог нарисовать что угодно и как угодно. Ему по плечу самые сложные ракурсы (как, например, в литографии «Христос во гробе»), он может реалистично изобразить страдающего Спасителя «случайным» набрызгом краски («Христос у Пилата»), виртуозно сочетать абстрактные «пятна» и проработанность («Христос в Гефсиманском саду»). А где-то, как, например, в «Благовещении», Дали очевидно апеллирует к образам эпохи Возрождения. Абсолютно ясно одно: если он нарисовал какой-то библейский эпизод так, а не иначе, это результат продуманного выбора и глубокой внутренней работы.
|
Maria autem conservabat omnia verba haec conferens in corde suo / А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем |
105 литографий на библейскую тему были привезены в Россию компанией «Артгит» в рамках Года Испании в России и года России в Испании в 2011 году и с тех пор экспонируются в разных музеях страны. В ближайшее время выставка «Сальвадор Дали. Священное послание» будет проходить в Иванове (до 24 января), Смоленске (с 29 января по 20 марта), Владимире (с 1 апреля по 12 июня) и Белгороде (с 17 июня по 28 августа).
|
Qui consurgens accepit puerum et matrem eius nocte et recessit in Aegyptum / Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет |
|
Et baptizatus est a Joanne in Jordane / И крестился от Иоанна в Иордане |
|
Spiritus promptus est, caro vero infirma / Дух бодр, плоть же немощна |
|
Vere, hic homo justus erat / Поистине, этот человек невиновен |
|
Et posuerunt eum in monumento / И положил его во гробе |
|
Tertia die resurrexit / И на третий день воскрес |
Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет |