В России создаётся кросс-медиа кампания в поддержку неслышащих людей
В центре кросс-медиа кампании #УСЛЫШЬМЕНЯ — одноимённый фильм, героями которого станут глухие, слабослышащие и слышащие люди и те проблемы, с которыми они сталкиваются. Кампания поможет построить коммуникации между людьми слышащими и неслышащими, надеются организаторы.
Фото: «Московские новости» |
По данным Всемирной организации здравоохранения, более 5% населения мира — 360 млн человек имеют инвалидизирующую степень нарушения слуха, а в России живут 13 млн людей с частичным нарушением или полной потерей слуха. Большинству из них недоступны некоторые виды образования и профессий и даже возможность коммуникации с обществом.
«Сейчас это два параллельных мира, которые почти никак не связаны: мир слышаших и мир глухих. И это совершенно ненормально и неправильно — не могут в резервации жить 13 млн человек. Должно быть как-то по-другому», — уверен генеральный продюсер и режиссёр фильма #УСЛЫШЬМЕНЯ Никита Тихонов-Рау.
«В России такого пока не существует. Речь идет об импакте — качественном изменении среды, в которой мы существуем, которое происходит за счёт изменений в законодательстве, образовании, общественном мнении и других сферах. Для того чтобы этого добиться и создан наш фильм, — отмечает режиссёр-постановщик и креативный продюсер Ольга Арлаускас. — Мы пытаемся показать, что документальные фильмы вносят что-то большее — именно этот импакт. Наш документальный фильм — это то, что кладётся на стол к чиновнику, то, что показывается на больших экранах и в небольших киноклубах, обсуждается на лекциях и семинарах, то, что, может быть, включается в образовательную программу. Это будет такая массовая атака документальным фильмом».
Героями фильма станут бизнесмены, философы, артисты, художники и просто обычные люди, которые оказываются в совершенно разных жизненных ситуациях.
«Когда я встретилась с этими людьми, я надеялась, что они будут понимать то, как я выражаюсь с помощью жестов, тела и эмоций. Некоторые не понимали, но тоже пытались выражать себя через эмоции или жесты, а один молодой человек вообще не мог понять, что я глухая, он считал, что я просто не знаю русский язык. Многие не понимали, что я могу переписываться, и думали, что если человек не слышит, то в плане коммуникации вообще всё пусто», — отмечает одну из основных проблем коммуникации актриса Театра мимики и жеста Ани Абрамян, которая сыграла роль неслышащей девушки в фильме.
Документальный фильм, ставящий перед собой цель изменить общество, будет посвящён и проблемам законодательства, трудоустройства и образования.
«Например, вождение автомобиля. Еще в 1975 году Минздрав СССР законодательно разрешил глухим водить машину. Но когда передо мной сидит заместитель начальника департамента и мне прямо в глаза говорит, что никогда бы не села ко мне в машину, то вопрос, получается, в чём? В законодательстве или в людях? В людях, потому что все законы принимают люди. Если они ничего не знают, то будут продолжать появляться такие дурацкие законы, которые мы годами вынуждены исправлять. Поэтому этот фильм важен и важно то, чтобы его посмотрело как можно больше людей. Тогда, мы надеемся, множество вопросов сразу снимется», — подчёркивает начальник отдела социальных программ и проектов Всероссийского общества глухих Максим Ларионов.
Создатели и партнёры кампании #УСЛЫШЬМЕНЯ |
Кроме того, фильм, который создаётся при поддержке Фонда поддержки детей с кохлеарной имплантацией «Мелодия жизни», затронет вопросы имплантации, с помощью которой слабослышащие люди обретают слух, и осознанного отказа от неё.
«Жестовый язык будет всегда. Не потому что у неслышаших выбора нет — он есть, а потому что это культура, культура общения в том числе. У глухих очень много своих традиций, например, когда глухой человек знакомится с глухим, то он всегда уточняет, где тот учился, потому что эта информация даёт очень хорошее представление о том, из какой среды человек. Это условно, но важно. Кроме этого, при встрече глухие люди обнимаются — это является таким показателем братства или родства. В мире множество шуток, которые можно рассказать только на жестовом языке, потому что при переводе в текст весь юмор теряется. То есть глухие — это практически народ, нация», — отмечает Максим Ларионов.
Кроме самого фильма, будут консультации, переговоры с властью и конкретными организациями. «Таким образом выстраивается система переговоров, коммуникации и партнёрства с организациями, которые могут качественно изменить среду в лучшую сторону. Это может быть музей, который придумывает новую программу, или театр, который "озвучивает" спектакль на жестовом языке. А кроме всего прочего, есть ведь и социальная реклама, видеоролики, активность в СМИ и социальных сетях и многое другое», — отмечает Ольга Арлаускас.
Какой продукт и качественный эффект получится на выходе, зависит от партнёров проекта и готовности общества присоединятся к кампании #УСЛЫШЬМЕНЯ. Никита Тихонов-Рау считает, что, возможно, впоследствии образуется одноимённый бренд и появится постоянно действующая медийная кампания, а Ольга Арлаускас подчёркивает, что для этого необходима всеобщая вовлечённость. «Это как матрёшка, которая может быть маленькой, а может стать большой и многомерной, в центре которой будет фильм, а снаружи ещё множество всего. Это, конечно, во многом вопрос вовлечения наших партнёров. Мы не можем изменить мир сами. Мы можем предложить возможность и сказать "давай с нами"», — говорит Арлаускас.
Уже согласились быть в команде участников кампании представители Московского драматического театра имени Пушкина, в котором будут организованы мероприятия и акции для коммуникации неслышащих и слышащих зрителей и актёров.
«Сейчас очень хороший шанс для создания мостика между людьми и открытия доступа в театр всем людям, который пока закрыт из-за страхов быть неуслышанными и непонятными с обеих сторон. Я надеюсь, что в этой кампании будет сделано много шагов, которые помогут объединить общество и сделать культурный мир доступнее», — подчеркнула медиапродюсер Евгения Капитонихина.
Чтобы вовлечь в участие как можно больше людей, с 4 апреля 2016 года на платформе Boomstaeter будет открыта карудфандинговая кампания по сбору недостающих средств для завершения проекта. «Краудфандинг — это что-то про деньги, но на самом деле для нас эта история немного не про них. Для нас это возможность через краудфандинг рассказать об истории тысячам и тысячам людей, сделать их нашими союзниками. Это возможность сделать так, чтобы они хотели рассказать о проекте родственникам или друзьям, поэтому для меня важнее не что мы собираем, а почему мы собираем», — отметил Никита Тихонов-Рау.
Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале