Я покажу тебе музей, или Как попасть на бесплатную экскурсию в Пушкинский
При входе в залы темноволосая девушка держит высоко над головой табличку с названием экскурсии. Малиновые штаны, коса до пояса, торчащий из кармана смартфон |
В кассы Пушкинского, как обычно, стоит толпа. Указателей о проведении акции нет, найти нужный вход непросто. Подростки снуют туда-сюда по лестнице. Броуновское движение молодёжи особенно заметно среди монолитной, жадной до искусства очереди.
― Покупаете билет только на вход, а сами экскурсии бесплатны, ― подсказывают мне.
Вдоль лестницы сидят подростки в белых футболках с надписью «Я покажу тебе музей». Вспоминается фраза товарища Дынина из кинофильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён»: «Дети! Вы ― хозяева лагеря». Сегодня дети ― хозяева одного из главных музеев страны. На один день они становятся смотрителями, администраторами, экскурсоводами.
Такие же футболки, только чёрные, носят ребята в Галерее искусства стран Европы и Америки. Они кураторы: сами подходят к посетителям и предлагают рассказать о картинах.
Эти молодые люди от 13 до 19 лет со своими кураторами из Центра эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон» почти два месяца готовили более 20 разных экскурсий для взрослых и детей, игру-квест с призами для победителей, живые картины, музыкальное сопровождение. Когда настаёт день икс, волнуются и посетители, и юные искусствоведы.
Основное здание ГМИИ похоже на жужжащий улей. При входе в залы темноволосая девушка держит высоко над головой табличку с названием экскурсии. Малиновые штаны, коса до пояса, торчащий из кармана смартфон. Её зовут Аня Волковицкая, ей 14 лет.
― Смотри-смотри! ― толкает она подругу. ― Ты видела, сколько у меня человек?
Грех в зеркалах эпох
В основном здании музея на Волхонке не кураторы приходят к посетителям, а посетители к экскурсоводам |
В основном здании музея на Волхонке не кураторы приходят к посетителям, а посетители к экскурсоводам. К Ане меня привела её подруга Полина. Мы опоздали на начало экскурсии «Грех в искусстве», и теперь Аня «по блату» повторяет для нас первую часть.
― Тебе нравится учиться здесь?
― Я хожу в Клуб юных искусствоведов первый год. Мы занимаемся по субботам, и мне очень нравится, ― говорит Аня, пока мы бегаем по залам Пушкинского.
У каждой акции «Я покажу тебе музей» своя тема. Тема третьей встречи ― путешествие.
― Как ты готовишься к экскурсии?
― Сначала я её пишу. Потом куратор проверяет написанное, вносит правки. Затем я выучиваю то, что я написала, наизусть. Потом у нас прослушивание: первое с куратором, второе ― с незнакомым человеком. А затем мы уже выходим к группам.
Желающих услышать про грех в искусстве много. Аня гордится обрушившейся на неё популярностью.
Битва Афины с Алкионеем. Один из рельефов Пергамского алтаря |
― Концепция греха в античности отличалась от христианской. Перед вами скульптурная композиция «Афина и Марсий». Кто-нибудь знает, кто такой Марсий?.. Как мы знаем, Афина изобрела свирель или по-гречески авлос, на которой она любила играть. Афродита и Гера смеялись над ней, ведь в процессе игры у Афины сильно раздувались щёки. Когда она увидела своё отражение, Афина в гневе бросила свирель на землю. Её подобрал силен Марсий, который так виртуозно научился играть на инструменте, что вызвал на поединок самого Аполлона. До сих пор идут споры, кто победил, но итог был неутешителен для Марсия: Аполлон разгневался, привязал сатира к дереву и содрал с него кожу. Грехом в данном случае считалось, что силен осмелился вызвать на поединок бога.
К картине Луки Джордано «Аполлон и Марсий» ― красные оттенки плоти, окровавленный нож, свисающая кожа ― слушателей подводит уже другой юный экскурсовод ― Катя Каплина. Её экскурсия называется «Страдание через камень и холст».
― Скажите, а на вашу экскурсию можно детям? ― спрашивает мама мальчика лет семи.
― Не волнуйтесь, возрастных ограничений у нас нет.
Катя серьёзна и нетороплива. Она рассказывает аудитории не только о бедном Марсии, но и о страданиях христианских мучеников. Например, святого Лаврентия за открытое исповедание христианской веры и отказ поклониться языческим богам заживо зажарили на железной решётке.
― А здесь на полиптихе Франческо д’Антонио да Анкона XIV века мы видим, что святую Екатерину колесовали. Она стоит с пальмовой ветвью в руках, а сзади справа видите колесо?
Дети молча переводят взгляд на створку с изображением святой. Кажется, пора выйти на воздух.
Ноль эмоций и очень умно
«Вот этот парень вчера делал мне замечания по моей экскурсии. Поправлял ошибки, говорил, мало научного подхода» |
Каждая экскурсия длится от получаса до сорока минут. Подробное расписание по темам и времени начала можно взять у ребят на стойке, при входе в залы музея.
― Ты пойдёшь куда-нибудь ещё? ― спрашивает меня Аня.
― Я… Не знаю, а можно?
― Конечно, сходи, если есть время. Вот этот парень вчера делал мне замечания по моей экскурсии. Поправлял ошибки, говорил, мало научного подхода.
Мимо нас проходит группа людей во главе с молодым человеком в очках.
― А если я пойду к нему на экскурсию?
― Сходи. Будет очень умно. Ну очень.
Эллинизм и Махабхарата
Никита очень умён: он сравнивает греческие мифы с индийским эпосом Махабхарата и, как любой подросток, не сомневается в своей правоте |
Экскурсию «Горе побеждённым» проводит Никита Правильщиков.
― Какие вы знаете состязания? ― спрашивает Никита.
― Спортивные.
― Да, это самый простой вариант, первое, что приходит на ум. Нет-нет, не переживайте, я специально задал вопрос, чтобы получить именно этот ответ. Спасибо вам, вы мне помогли.
Для своих пятнадцати Никита очень умён: он сравнивает греческие мифы с индийским эпосом Махабхарата и, похоже, как любой подросток, не сомневается в своей правоте.
Путешествие вглубь веков начинается с античности. Копия фриза алтаря Зевса в Пергаме (город Бергама в современной Турции) отражает миф о том, как Кронид убивает титанов, а Гея, их мать, смотрит на происходящее с ужасом. Хотя её лицо не сохранилось, можно увидеть, что в античном искусстве мимика появляется только в эпоху эллинизма. До этого скульпторы обходились тем, что на языке искусствоведов принято называть архаической улыбкой.
Архаическая улыбка скрывает эмоции. Кричать и плакать античным статуям как-то не с руки: «Раненая амазонка» скульптора Поликлета истекает кровью, но по её спокойному лицу трудно понять, что её мучает боль.
― Ей на самом деле больно, а она почти смеётся. Вы знаете, что все современные гэги (от англ. gag — шутка, комический эпизод, комедийный приём, в основе которого лежит очевидная нелепость ― «ТД») на самом деле произошли от Аристофана. Он всё давно описал в своих «Облаках». Представляете, с тех пор юмористы не придумали ничего нового! А кто-нибудь помнит, каким подвигом Геракла была Лернейская гидра?
― Вторым, кажется, ― отвечает девушка.
― Верно, а первым был Немейский лев. Что ж, не буду грузить вас, ― говорит слушателям Никита. ― У вас есть вопросы?
Взрослые слушатели виновато улыбаются.
― На самом деле говорят, что вопросов нет тогда, когда всем всё понятно или экскурсовод всех утомил, поэтому до свидания!
И подросток уверенной походкой удаляется с воображаемой сцены, оставляя у слушателей желание перечитать мифы сразу же по приезде домой.
Назад в будущее
С ними страшно. Они угловатые и неуклюжие, но они ― проводники в мир прекрасного |
С ними страшно. Они угловатые и неуклюжие, но они ― проводники в мир прекрасного. Но самое страшное ― они задают вопросы.
― Почему на церкви есть крест, когда Христа ещё не распяли и никто не знал, символом чего является крест? ― спрашивает Аня, показывая на двери XI века с изображением библейских сцен. Она бегает по залам Пушкинского как по своей квартире. Я стараюсь не отставать ― боюсь потеряться. Ответа на её простой вопрос, я, конечно же, не знаю.
― Да потому, что скульптор просто хотел обозначить, что это церковь. Ведь люди не умели читать, как показать им, что церковь ― это церковь? Сделать на крыше крест.
Они заставляют обращать внимание на очевидное ― композицию, свет, цвета. И трактуют символы не сухим научным языком, а так, как будто каждый день встречают живописцев и скульпторов в метро.
― А ты хотела бы заниматься искусством в дальнейшем?
― И кем я тогда буду работать?
― Не знаю, музейным смотрителем, может быть… Учителем истории.
― Нет, за это мало платят. Я хочу стать военным переводчиком.
― Военным переводчиком?
― Да, у меня как раз институт рядом с домом. Я люблю языки.
Вечером в Интернете читаю отзыв: «Спасибо большое за акцию "Я покажу тебе музей". Было очень интересно. Очень понравилась экскурсия "Грех в искусстве"» |
Мы с Полиной и Аней сидим на кожаной скамейке перед статуей Давида. Аня рассказывает нам про Кранахов: их выставка проходит в Пушкинском музее до 15 мая. На неё нужно покупать отдельный билет, поэтому картины смотрим через Интернет на экране смартфона.
― Вообще Кранахи ― это Северное Возрождение. Почему северное? Потому что севернее Италии. Видишь, виноградная лоза? Это символ крови Христовой. Из винограда делают вино, и художник решил обозначить это на картине. Его будущую жертву. Нам вчера кураторы много про это рассказывали, но я запомнила не всё. А вы вообще знакомы?
Я смотрю на Полину, потом на Аню.
― Если честно, только что познакомились. Вместе опаздывали к тебе на экскурсию.
― Ничего себе! А какая у меня была большая группа!
Вечером в Интернете читаю отзыв: «Спасибо большое за акцию "Я покажу тебе музей". Было очень интересно. Очень понравилась экскурсия "Грех в искусстве". Аня, которая вела её, поразила нас великолепной речью. Также ценна была ее попытка показать, как изображался грех в разные эпохи, в разных странах». Пересылаю сообщение Ане: мол, посмотри, тебя заметили!
― Вау! Спасибо, что прислала!
Не каждый день тебя слушают целых тридцать два человека.
Фото автора