Серафим Саровский – ангел радости

В среду, 9 сентября Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в рамках поездки в Нижегородскую область планирует посетить город Саров и Серафимо-Дивеевский монастырь. В этом уголке нашей страны жил в начале XIX века святой преподобный Серафим Саровский. «ТД» побеседовал о личности и святости преп. Серафима с историком Алексеем Бегловым.
                 «Кто  любит мир, тому невозможно не печалиться. А  презревший мир всегда весел».
(из поучений преп. Серафима Саровского).

 

Преподобный Серафим СаровскийКогда в церкви поется величание какому-нибудь преподобному, его называют наставником монахов и собеседником ангелов. Преподобный Серафим беседовал не только с ангелами. Сама Божия Матерь по преданию явилась ему и с ним разговаривала. Да и житие этого святого поистине равноангельское: пост и непрестанная молитва к Богу наполняли его дни. А его монашеское имя Серафим в переводе с древнееврейского означает «пламенный», «огненный», «сжигающий». В христианской системе ангельской иерархии серафимы - это ангелы, особо приближённые к престолу Бога и Его прославляющие, «шестикрылые, многоочитые, пернатые», как описывает их текст литургии.

Преп. Серафим Саровский - пламенный святой. В век разума и просвещения он говорил людям о божественном свете, о стяжании Святого Духа как цели жизни каждого христианина, о пасхальной радости и мире, и всей своей жизнью являл эту радость, мир, любовь.  О них свидетельствуют отзывы современников. «Много с тех пор в продолжение следующих семидесяти лет моей жизни видала я и умных, и добрых, и мудрых глаз, много видала и очей, полных горячей искренней привязанности, но никогда с тех пор не видала я таких детски-ясных, старчески прекрасных глаз, как те, которые в это утро так умильно смотрели на нас из-за высоких стеблей лесной травы. В них было целое откровение любви...» - передает свои детские  воспоминания о преп. Серафиме Надежда Аксакова, впоследствии старица Шамординской обители.  

На  наши вопросы о подвиге и святости преподобного Серафима Саровского ответил Алексей Беглов, кандидат исторических наук, сотрудник Института Всеобщей истории РАН, автор трудов по истории Церкви, в том числе о русском старчестве. 

- Что значит «преподобный»?  Чем преподобные  отличаются от  других святых? 

-  Преподобный  - это своего рода «специализация» святого.  Преподобными в православной традиции именуются святые, которые в жизни подвизались монашеским подвигом. Это не обязательно постриженные монахи. Мы называем преподобными и тех людей, которые вели монашеский образ жизни, но пострига не имели. Например, преподобный Алексий человек Божий. Подвиг преподобного предполагает уподобление Христу. Но в принципе вся православная святость и церковная жизнь видит в Христе образец и жизни, и мысли, и сердечного устроения. Нельзя сказать, что у святого-преподобного этого уподобления Христу больше, а, например, у мучеников меньше.

Разделение на мучеников, преподобных, святителей и т.д. отражает образ жизни человека в условиях его земного существования. Не качество его святости и степень уподобления Спасителю, не свойство и не объем благодати, которое он принимает в свое сердце. А тот путь, на который Господь призвал его и на котором он потрудился и стяжал святость. 

- Почему разные  исторические эпохи  дают разных святых? XVIII век - святителей, XIX век - преподобных и старцев, XX век - мучеников? 

- Это зависит во многом от исторических условий в конкретной стране. Вы говорите, что на Руси в XVIII веке было много святителей, но в Балканских православных странах XVII-XVIII века - это как раз время мучеников, которые пострадали во время турецкого владычества. Кроме того, когда мы говорим, что в таком-то веке у нас больше святых одного рода, а в другом веке - другого, мы должны понимать, что речь идет только о прославленных святых. А есть кроме них еще масса святых безвестных, которые почитаются только в узком кругу людей или, может быть, людям вообще неизвестны, а только Богу. Поэтому мы должны понимать зыбкость и условность всех наших попыток классификации святости. Потому что святость - во многом тайна, которая отчасти скрыта от наших глаз, а отчасти проявляется в жизни человека и притом такими путями, которые не подчинены нашим стандартным представлениям.  

Дивеевская пустынь- Продолжая разговор  об историческом  контексте: слова  преп. Серафима о  цели человеческой  жизни как стяжании Духа Святого, его обращение ко всем круглый год «Христос воскресе!» - все это было в порядке вещей в начале XIX века или, скорее, странно и непонятно? 

- Безусловно, это  было проявлением очень большой свободы и вдохновения преп. Серафима, которое он черпал из общения с Богом. Для людей того времени его учение о стяжании Святого Духа и его пасхальная радость были удивительны. В начале XIX в. церковная жизнь в России сталкивается  с определенными трудностями. Монастыри переживают непростое, кризисное время. После секуляризации конца XVIII в. они только-только начинают подниматься. Расцвет русского монашества еще только впереди. В приходской жизни тоже довольно много проблем. Церкви беднеют, духовенство находится в довольно стесненном положении, имеют место сословные ограничения. То есть исторические условия не идеальны. И в этом контексте радость и вдохновение преп. Серафима были исключительным явлением, светочем для России того времени. 

- Как православный народ воспринял святость преп. Серафима? 

- Еще до официальной канонизации в 1903 году люди воспринимали преп. Серафима как человека, отмеченного Божьей благодатью, которая проявлялась в его жизни, общении с людьми, словах. Его почитание как святого началось еще до прославления, а в факте канонизации его святость была подтверждена соборным разумом. Сейчас преп.Серафим - один из самых почитаемых святых в мире. За пределами России он гораздо более известен, чем, например, преп. Сергий Радонежский. Более того, он очень широко известен и почитаем в неправославных кругах, например, в католических. Это говорит о том, что его святость очень многогранна. Несмотря на то, что в России в XIX в. он стал символом и атрибутом народной веры, в то время как интеллигенция сначала относилась к нему, скорее, с недоверием, сейчас мы действительно можем говорить о его общецерковном почитании. 

- Какой пример святости  может дать преп. Серафим нам, современным  православным христианам? Что в его свидетельстве  о Боге остается  актуальным в XXI веке? 

- То же самое, что было актуальным для его современников. Это и его напоминание нам о сути христианской жизни. О том, что именно богообщение и стяжание благодати является сутью этой жизни. И свидетельство о том, что такая христианская жизнь заканчивается радостью, которую мы должны нести всем своим близким, делиться ею с ближними. Этот завет поражал его современников, и для нас он остается наиболее важным. Именно этим преп. Серафим запоминается, остается в сердце. Мы не должны забывать и его самоотверженность, его труды и его подвиг. Подвиг не только аскетический: уединение, постничество, пустынножительство, - но и его служение, его милосердие, его заботу о дивеевских монахинях, его незлобивость при встрече с разбойниками. Все это проявления той пасхальной радости, носителем которой он был.

Преподобный Серафим Саровский

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале