Серафим Саровский – ангел радости
Когда в церкви поется величание какому-нибудь преподобному, его называют наставником монахов и собеседником ангелов. Преподобный Серафим беседовал не только с ангелами. Сама Божия Матерь по преданию явилась ему и с ним разговаривала. Да и житие этого святого поистине равноангельское: пост и непрестанная молитва к Богу наполняли его дни. А его монашеское имя Серафим в переводе с древнееврейского означает «пламенный», «огненный», «сжигающий». В христианской системе ангельской иерархии серафимы - это ангелы, особо приближённые к престолу Бога и Его прославляющие, «шестикрылые, многоочитые, пернатые», как описывает их текст литургии.
Преп. Серафим Саровский
- пламенный святой. В век разума и просвещения
он говорил людям о божественном свете,
о стяжании Святого Духа как цели жизни
каждого христианина, о пасхальной радости
и мире, и всей своей жизнью являл эту радость,
мир, любовь. О них свидетельствуют
отзывы современников. «Много с тех пор
в продолжение следующих семидесяти лет
моей жизни видала я и умных, и добрых,
и мудрых глаз, много видала и очей, полных
горячей искренней привязанности, но никогда
с тех пор не видала я таких детски-ясных,
старчески прекрасных глаз, как те, которые
в это утро так умильно смотрели на нас
из-за высоких стеблей лесной травы. В
них было целое откровение любви...» - передает
свои детские воспоминания о преп.
Серафиме Надежда Аксакова, впоследствии
старица Шамординской обители.
На наши вопросы о подвиге и святости преподобного Серафима Саровского ответил Алексей Беглов, кандидат исторических наук, сотрудник Института Всеобщей истории РАН, автор трудов по истории Церкви, в том числе о русском старчестве.
- Что значит «преподобный»? Чем преподобные отличаются от других святых?
- Преподобный - это своего рода «специализация» святого. Преподобными в православной традиции именуются святые, которые в жизни подвизались монашеским подвигом. Это не обязательно постриженные монахи. Мы называем преподобными и тех людей, которые вели монашеский образ жизни, но пострига не имели. Например, преподобный Алексий человек Божий. Подвиг преподобного предполагает уподобление Христу. Но в принципе вся православная святость и церковная жизнь видит в Христе образец и жизни, и мысли, и сердечного устроения. Нельзя сказать, что у святого-преподобного этого уподобления Христу больше, а, например, у мучеников меньше.
Разделение на
мучеников, преподобных, святителей и
т.д. отражает образ жизни человека
в условиях его земного существования.
Не качество его святости и степень уподобления
Спасителю, не свойство и не объем благодати,
которое он принимает в свое сердце. А
тот путь, на который Господь призвал его
и на котором он потрудился и стяжал святость.
-
Почему разные
исторические эпохи
дают разных святых?
XVIII век - святителей,
XIX век - преподобных
и старцев, XX век - мучеников?
- Это зависит во
многом от исторических условий в конкретной
стране. Вы говорите, что на Руси в XVIII веке
было много святителей, но в Балканских
православных странах XVII-XVIII века - это
как раз время мучеников, которые пострадали
во время турецкого владычества. Кроме
того, когда мы говорим, что в таком-то
веке у нас больше святых одного рода,
а в другом веке - другого, мы должны понимать,
что речь идет только о прославленных
святых. А есть кроме них еще масса святых
безвестных, которые почитаются только
в узком кругу людей или, может быть, людям
вообще неизвестны, а только Богу. Поэтому
мы должны понимать зыбкость и условность
всех наших попыток классификации святости.
Потому что святость - во многом тайна,
которая отчасти скрыта от наших глаз,
а отчасти проявляется в жизни человека
и притом такими путями, которые не подчинены
нашим стандартным представлениям.
- Продолжая разговор об историческом контексте: слова преп. Серафима о цели человеческой жизни как стяжании Духа Святого, его обращение ко всем круглый год «Христос воскресе!» - все это было в порядке вещей в начале XIX века или, скорее, странно и непонятно?
- Безусловно, это
было проявлением очень большой свободы
и вдохновения преп. Серафима, которое
он черпал из общения с Богом. Для людей
того времени его учение о стяжании Святого
Духа и его пасхальная радость были удивительны.
В начале XIX в. церковная жизнь в России
сталкивается с определенными трудностями.
Монастыри переживают непростое, кризисное
время. После секуляризации конца XVIII в.
они только-только начинают подниматься.
Расцвет русского монашества еще только
впереди. В приходской жизни тоже довольно
много проблем. Церкви беднеют, духовенство
находится в довольно стесненном положении,
имеют место сословные ограничения. То
есть исторические условия не идеальны.
И в этом контексте радость и вдохновение
преп. Серафима были исключительным явлением,
светочем для России того времени.
- Как православный народ воспринял святость преп. Серафима?
- Еще до официальной
канонизации в 1903 году люди воспринимали
преп. Серафима как человека, отмеченного
Божьей благодатью, которая проявлялась
в его жизни, общении с людьми, словах.
Его почитание как святого началось еще
до прославления, а в факте канонизации
его святость была подтверждена соборным
разумом. Сейчас преп.Серафим - один из
самых почитаемых святых в мире. За пределами
России он гораздо более известен, чем,
например, преп. Сергий Радонежский. Более
того, он очень широко известен и почитаем
в неправославных кругах, например, в католических.
Это говорит о том, что его святость очень
многогранна. Несмотря на то, что в России
в XIX в. он стал символом и атрибутом народной
веры, в то время как интеллигенция сначала
относилась к нему, скорее, с недоверием,
сейчас мы действительно можем говорить
о его общецерковном почитании.
- Какой пример святости может дать преп. Серафим нам, современным православным христианам? Что в его свидетельстве о Боге остается актуальным в XXI веке?
- То же самое, что было актуальным для его современников. Это и его напоминание нам о сути христианской жизни. О том, что именно богообщение и стяжание благодати является сутью этой жизни. И свидетельство о том, что такая христианская жизнь заканчивается радостью, которую мы должны нести всем своим близким, делиться ею с ближними. Этот завет поражал его современников, и для нас он остается наиболее важным. Именно этим преп. Серафим запоминается, остается в сердце. Мы не должны забывать и его самоотверженность, его труды и его подвиг. Подвиг не только аскетический: уединение, постничество, пустынножительство, - но и его служение, его милосердие, его заботу о дивеевских монахинях, его незлобивость при встрече с разбойниками. Все это проявления той пасхальной радости, носителем которой он был.