Мрачная история от знаменитой сказочницы
Джоан Роулинг выпустила уже три книги под псевдонимом Роберт Гэлбрейт |
Главный герой книги ― Корморан Страйк, ветеран войны в Афганистане ― тоже служил в полиции, но затем открыл частное детективное бюро. Он успел распутать несколько громких дел, о которых рассказывается в предыдущих романах Гэлбрейта «Зов кукушки» (2013) и «Шелкопряд» (2014). Бороться с организованной преступностью Страйку помогает неизменная напарница ― молодая и миловидная Робин.
Лондонским утром на её имя приходит посылка с отрезанной женской ногой. На самом деле «подарок» предназначался Страйку: у него на языке вертятся имена трёх бандитов, с которыми довелось пообщаться при не самых приятных обстоятельствах. Сложно отделаться от ощущения, что завязка напоминает дешёвый анекдот ― видимо, сказывается наспех сделанный перевод (слова так и застревают в зубах). В то же время автору надо отдать должное: она медленно, как машинист, разгоняет поезд, пока тот не наберёт нужную скорость.
Истории трёх подозреваемых рассказаны обстоятельно. У каждого свой порок: один питает преступную страсть к маленьким девочкам, другой любит причинять боль беззащитным, третий употребляет наркотики. Повествование переплетено с воспоминаниями Страйка ― он неплохо знает подобную среду, так как провёл детство в сквотах, где жила его беспутная мать. Видимо, Роулинг увлекается прикладной психологией: нередко мы встречаем попытки проанализировать внутреннее состояние персонажей и мотивы их поступков, объяснить всё с позиций доктора Фрейда. Вдобавок ― постоянные игры в жертву и агрессора, всевозможные психологические и физические патологии, смакуемые автором книги.
Дополнительную интригу сюжету добавляет линия, посвящённая Робин и Страйку. Эта пара работает сообща, как Холмс и Ватсон у Конан Дойля или Малдер и Скалли в «Секретных материалах», однако периодически герои задаются вопросом, каков настоящий характер их отношений. Всё могло бы обернуться типичным служебным романом, но мешает грядущая свадьба Робин, которая постоянно откладывается. Словом, чувства героев не вполне осознанны, да и концовка романа не ставит точки над i.
Мы не увидим в тексте преступный Лондон, не почувствуем его дыхание, не проникнем в подполье: всё внимание писательницы сосредоточено на событиях с героями |
Роулинг, ещё в «Гарри Поттере» создавшая галерею ярких характеров, вновь точно передаёт переживания героев. Робин всё время пытается доказать себе и окружающим, что она на что-то годится, а к её мнению стоит прислушаться, и ещё она вполне может заниматься любимым делом. При этом её жених вечно пеняет на низкий доход, а Страйк боится назначать на ответственные задания, хотя признаёт, что многое у девушки получается лучше, чем у остальных.
Весьма правдоподобны и бытовые детали: завтрак в придорожном кафе и воровство булочек со шведского стола, грузное тело преступника и неповоротливость Страйка, с аппетитом поедающего те же булочки. Но мы не увидим в тексте преступный Лондон, не почувствуем его дыхание, не проникнем в подполье: всё внимание писательницы сосредоточено на событиях с героями.
Тексту недостаёт изящества классических английских детективных историй. Здесь с таким ликованием описываются расчленённые трупы, растление малолетних и всевозможные акты насилия, что сложно думать об интеллектуальной игре, которой призвано стать расследование. Конечно, сюжет увлекает: почти до конца книги неясно, кто главный злодей, ведь подозреваемые так похожи друг на друга. Но когда с убийцей становится более или менее понятно, фокус автора сосредотачивается на отношениях между главными героями. Это добавляет роману остроты, но одновременно превращает историю в банальность.
В общем, с новой книгой Роберта Гэлбрейта можно провести несколько приятных вечеров. Но захочется ли её перечитывать ― большой вопрос.