Священник и дипломат из США о терактах 11 сентября
Джон Степанчук, руководитель Макроэкономического отдела в Посольстве США
— Когда произошел теракт, я был экономическим советником при посольстве США в Афинах.
Первая реакция — ощущение шока и беспомощности. Я не верил своим глазам, да и не только я. У нас, американцев, всегда была уверенность, что мы можем контролировать любую ситуацию, не только в пределах США, но и во всем мире. А теперь мы увидели, что не способны защитить даже самих себя.
Раньше у страхов было идеологическое основание (вспомним противостояние США и СССР) и мир был разделен на два «полюса». Теперь оказалось, что все страны одинаково беззащитны перед угрозой терроризма. И, главное, стало ясно, что наряду с внешней опасностью существует угроза внутри страны (ведь один из террористов был уроженцем Оклахомы).
Агрессия была направлена не против определенной религии или национальности. В результате теракта пострадали представители разных народов и вероисповеданий, и это по-своему объединило людей перед угрозой терроризма.
В такой ситуации необходимо, чтобы все страны, особенно Россия, в которой тоже были страшные террористические акты, Беслан и другие, начали сотрудничать друг с другом в борьбе с терроризмом. И не только с помощью своих военных сил, но и другими способами: дипломатическими, политическими. И очень важно, что представители религиозных общин выступают против терроризма и в соответствии со своими традициями чтут память жертв террористических атак.
В 2009 году президент Обама объявил 11 сентября «Днем памяти и службы». Это заявление означает, что в этот день американцы должны как-то помогать тем, кто нуждается. Например, перечислить на их счет денежную сумму, прийти и помочь с постройкой дома. Поскольку день не выходной, руководители компаний могут организовать помощь со стороны своих сотрудников в рабочее время. Такая акция проводится в США впервые.
Работники МЧС, пожарные и полицейские организуют свои мероприятия. Основная цель — собрать средства для помощи семьям погибших 11 сентября коллег. Вообще, после 11 сентября у американцев изменилось отношение к работе пожарных и полицейских. Увидев, что многие из них отдали свои жизни ради спасения людей во время теракта, они стали относиться к ним с гораздо большим уважением.
В Нью-Йорке на месте разрушенного Мирового торгового центра планируется на частные пожертвования музей, посвященный событиям 11 сентября, и парк. Через 2 года там будет построена мраморная стена с высеченными на ней именами всех погибших. Большим памятником будет мраморная стена с фамилиями всех погибших.
С первого года там, где стояли башни-«близнецы», собираются жители Нью-Йорка. Два мэра Нью-Йорка — нынешний Майкл Блумберг и Рудольф Джулиани, который был в 2001 г., зачитывают фамилии и имена погибших. Потом в то время, когда в башни врезался первый самолет объявляется минута молчания, и потом по всему городу звонят колокола. То же — в момент столкновения с небоскребом второго самолета и во время падения башен.
В православных храмах Нью-Йорка и Вашингтона совершается панихида. Представители других вероисповеданий по-своему чтят память погибших, среди которых были люди разных религий.
Для меня главное поминовение — панихида, которая будет проходить 11 сентября в московском в храме великомученицы Екатерины. Конечно, я буду присутствовать на ней как дипломатический работник. Но в первую очередь — как православный христианин.
Архимандрит Закхей (Вуд), настоятель храма вмц. Екатерины на Всполье, представитель Православной Церкви в Америке при Патриархе Московском и всея Руси в 2002—2011 гг.
— Когда произошли события 11 сентября, я служил в Сретенском монастыре. Мои собратья монахи, бледные и растерянные, пришли ко мне в келью, и сказали, что в Америке произошел теракт. Сначала я им не поверил. Мы монахи, серьезные, но иногда тоже хочется пошутить. И я решил, что это шутка, а оказалось — нет. После этого мы посмотрели новостной выпуск по телевидению и поняли что это все это произошло на самом деле.
У меня нет знакомых или близких родственников, которые там работали, но все равно было страшно и обидно. Я боялся, что здесь, вдалеке от моей родной Америки, останусь с этой бедой один на один, потому что монахи из Сретенского монастыря — русские, никакой связи у них с США нет... Получил духовную и эмоциональную поддержку, которой даже не ожидал. И благодарю Господа, что именно с этими людьми переживал это трагическое событие. Русские говорят: «Друг познается в беде». Так и есть.
В трагедии очень многие обратились ко мне со своей любовью и молитвой, поддерживали меня и передавали свои соболезнования, а ведь тогда я был просто насельником Сретенского монастыря и студентом Свято-Тихоновского университета. Святейший Патриарх Алексий II при первой встрече со мной также выразил слова соболезнования и утешения в связи с этим ужасным событием.
После трагедии в храме вмц. Екатерины — Представительстве Православной Церкви в Америке в Москве — отслужил панихиду. Тогда храм не был полностью отдан общине, поэтому он не мог пригласить много гостей, но служба состоялась. Все было скромнее, чем сейчас, но это не значит, что эта молитва не была услышана. Ведь даже если один человек молится, то Господь услышит.
Теперь панихида по погибшим в результате терактов в нашем храме совершается ежегодно. В первую очередь мы приглашаем посла Америки, и не было ни одного года, чтобы он не принял приглашение. Присутствуют и официальные представители городской и федеральной власти РФ. Считаю, что это очень правильно и вовсе не хочу, чтобы панихида 11 сентября превратилась в какую-то пиар-акцию.
Я просто хочу напомнить всем, что у Церкви есть ответ на каждое событие, радостное оно или трагическое. Поскольку мы официальное Представительство Православной Церкви в Америке, для нас не только честь, но и обязанность — чтить память невинных, которые погибли и пострадали от рук террористов в Нью-Йорке.
Но теракты происходили не только в США. Был страшнейший террористический акт в Беслане, потом — в Лондоне, Шарм-Эль-Шейхе и других городах. И мы стали поминать всех, кто погиб от рук террористов.
В частности, поэтому на панихиде присутствуют послы многих государств, а не только США. От терроризма страдают все люди независимо от национальной и религиозной принадлежности. И я очень рад, что в этот траурный день под куполом православного храма люди разных религий собираются, чтобы почтить память невинно пострадавших людей, которые, действительно, нуждаются в нашей молитве.
Подготовила Ольга Богданова
Впервые опубликовано 11 сентября 2009 года