В Беслане школьница пригласила на линейку спасшего ее спецназовца

Алене Цкаевой 16 лет, и она ровесница теракта в Беслане, который произошел в 2004 году и где погибло 334 человека. Девочке тогда было шесть месяцев. Её на руках из школы вынес спецназовец Эльбрус Гогичаев. Кадры, где он держит ребенка, облетели весь мир и стали одним из символов произошедшей трагедии.
 
 Алена Цкаева и Эльбрус Гогичаев, май 2021 года. Фото: «Российская газета»

Несмотря на годы, Беслан до сих пор не может отойти от теракта. Но 16 лет спустя на свой «Последний звонок» в бесланской школе Алена Цкаева пригласила своего спасителя — Эльбруса Гогичаева, сообщает «Российская газета».

Алена и Эльбрус встретились рядом со школой, где должна была начаться торжественная школьная линейка.

Как отмечает издание, в Осетии все мужчины, которые участвовали в спасении заложников в бесланской школе №1, не любят публичности и категорически против общения со СМИ. Они искренне считают себя виновными в произошедшем — не уберегли жен, матерей и детей.

Так и Эльбрус Гогичаев был немногословен, отказался говорить с журналистами. Но он был очень доволен, что пришел на последний звонок и увидел Алену — живую, здоровую, полную сил выпускницу.

 
2 сентября 2004 г. Эльбрус Гогичаев выносит из захваченной школы шестимесячную Алену Цкаеву.
Фото: «Российская газета».

2 сентября 2004 года лейтенант милиции из взвода оперативного реагирования Управления ГИБДД МВД Северной Осетии Эльбрус Гогичаев с автоматом и в бронежилете спецназа, увешанный запасными обоймами, подошел к захваченной террористами школе в составе группы, которую возглавлял Руслан Аушев (президент Республики Ингушетия в 1993-2001 гг.) В результате переговоров из школы удалось вывести 11 женщин с грудными детьми. Эльбрусу передали шестимесячную девочку, Алену Цкаеву. Она сразу вцепилась в него, но не заплакала. Потом под прицелом террористов они вернулись, и Эльбрус отнес девочку в администрацию Беслана. Именно в этот момент, по пути, его и сфотографировали — с ней на руках.

Позже стало известно, что Фатима Цкаева, мать Алены, была вынуждена отдать свою шестимесячную дочь, чтобы её вынесли из школы. Саму Фатиму с еще двумя ее детьми —шестилетней Кристиной (она шла в первый класс) и трехлетним Махаром — террористы не выпустили. Уже на следующий день, 3 сентября, Фатима и Кристина погибли под обломками рухнувшей на спортзал школы. Перед этим мать успела вытолкнуть в разбитое окно Махара и еще кого-то из чужих детей, крикнув им: «Бегите!» Благодаря этому мальчик остался жив.

Когда Эльбрус принес Алену в администрацию Беслана, кто-то нашел одеяло и девочку завернули в него. Спецназовец очень переживал за ребёнка, но ему надо было возвращаться обратно к школе. И в этот момент шестимесячная Алена, за все время не проронившая ни звука, громко расплакалась.

По словам друзей Эльбруса Гогичаева, он потом никак не мог забыть этот эпизод. Узнав, что мама Алены погибла, спецназовец хотел взять её в свою семью. Но потом выяснилось, что отец, Руслан Цкаев, забрал ребёнка домой в тот же день.

 
   Алена Цкаева и Эльбрус Гогичаев, сентября 2011 года. Фото: «Российская газета»

В сентябре 2011 года Алена Цкаева пошла в первый класс. Ровесница теракта, о нём самом она узнала только уже во время учёбы. А как погибли ее мама и старшая сестра, взрослые так и не смогли ей рассказать. После случившейся трагедии осиротевшая семья пережила многое, а выжившему, но все досконально помнившему маленькому Махару понадобилась долгая реабилитация, чтобы он перестал просыпаться от ночных кошмаров.

Спустя годы у Руслана появилась новая семья. У Аленки появились еще один братик, Георгий, и сестричка — Кристина. Последнюю назвали так в память о ее сестре, погибшей вместе с мамой Фатимой в школе №1.

После теракта Эльбрус и Алена впервые встретились в 2010 году, спустя шесть лет. Спецназовец, к тому времени побывавший в горячей точке — в Цхинвале во время нападения Грузии в 2008 году, переживал и делился с друзьями: «Очень хочу ее увидеть, да боюсь вспоминать весь тот ужас». Но встреча прошла хорошо. Потом они встречались и общались еще много раз, и Алена стала называть его «дядя Эльбрус».

 

 
2 сентября 2004 г. Эльбрус Гогичаев выносит из захваченной школы шестимесячную Алену Цкаеву.
Фото: «Российская газета».

Один из самых страшных терактов на постсоветском пространстве

Утром 1 сентября 2004 года во время торжественной линейки, посвящённой началу учебного года, более сорока террористов, вооруженных автоматами и гранатометами, захватили бесланскую школу №1. В течение двух с половиной дней они удерживали в заминированном здании более 1100 заложников (преимущественно детей, их родителей и сотрудников школы) в тяжелейших условиях, отказывая людям даже в удовлетворении минимальных естественных потребностей.

2 сентября захваченную школу посетил бывший президент Ингушетии Руслан Аушев — единственный, кому удалось провести переговоры с террористами лицом к лицу. Лидер террористов согласился отпустить группу заложников из 24 человек (матерей с детьми грудного возраста).

Днём 3 сентября в школьном спортзале произошли взрывы, и позже возник пожар, в результате чего произошло частичное обрушение здания. После первых взрывов заложники начали выбегать из школы, и силами Центра специального назначения Федеральной службы безопасности был предпринят штурм. Во время хаотичной перестрелки, в том числе с участием гражданских лиц, пользовавшихся личным оружием, было убито 27 террористов. Единственный взятый живым террорист, Нурпаша Кулаев, был арестован и впоследствии приговорён судом к пожизненному заключению.

Хотя большинство заложников были освобождены в ходе штурма, в результате теракта погибли 314 человек из числа заложников, из них 186 детей. Всего, включая спасателей, погибло 334 человека, и не менее 783 получили ранения разной степени тяжести.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале