За кулисами музея
Политехнический музей |
Знаете ли вы, что в постоянной экспозиции крупных музеев может поместиться всего 5-10% экспонатов (на профессиональном языке ― «единиц хранения»), а остальное годами, а то и десятилетиями спрятано в запасниках? Главная задача открытых хранений ―сделав фонды музея одновременно выставочным залом, показать зрителю как можно большую часть коллекции. Такая практика широко распространена на Западе: открытые хранения есть в Лондонской национальной галерее, Национальном музее в Амстердаме, музее Метрополитен в Нью-Йорке, в Лувре, музеях Майоля и Бранкусси в Париже… В России ― в петербургских Эрмитаже и Русском музее, московских Музее современной истории России и Политехническом музее, Музее геологии, нефти и газа в Ханты-Мансийске… ― и эта тенденция только начинает распространяться.
Открытое хранение ― не просто очередная музейная площадка. Часто здесь представлены коллекции, которые по разным причинам не могут находиться в основной экспозиции. «В Эрмитаже это, например, фрески Древней Руси, которые требуют не только определённого освещения, но и определённой неизменной влажности и температуры воздуха. Или огромные кареты, которые просто невозможно было показать вместе ни в одном из эрмитажных помещений», ― рассказывает Евгения Суслова, искусствовед, сотрудник отдела межмузейных коммуникаций Государственного Эрмитажа. В открытых фондах нового корпуса этого музея (реставрационно-хранительском комплексе «Старая деревня») демонстрируется и коллекция мебели в огромных стеклянных коридорах-витринах, и жемчужина собрания ― шатёр турецкого султана. Специальная каркасная конструкция позволяет посетителям любоваться как внешней, так и внутренней стороной военной палатки, подаренной Екатерине II в честь Ясского мира.
Политехнический музей |
Для демонстрации техники тоже появляются новые возможности: показать не только оболочку, но «начинку» приборов и устройств, которую обычно не разглядеть под стеклянными колпаками витрин. Этим воспользовались сотрудники московского Политехнического музея (пока основное здание закрыто на реконструкцию, увидеть коллекцию можно в технополисе «Москва» на юго-востоке столицы). «В открытых фондах можно обыграть предмет, показать его конструкцию. Например, у нас здесь есть бронированный автомобиль ЗиС, принадлежавший Сталину, ― у него правильно открыты двери, можно заглянуть внутрь», ― поделилась информацией ведущий специалист Политеха по работе с посетителями Марина Андреева.
Во многих музеях допуск в запасники сделал известными коллекции, которые не вписывались в основную экспозицию. Например, в открытом хранении московского Музея современной истории России ― подарки советским вождям от Сталина до Горбачева, произведения декоративно-прикладного искусства (коллекцию можно также увидеть в виртуальном музее), в петербургском Музее истории религии ― коллекция предметов, связанных с масонами, в крупнейших музейных комплексах Великого Устюга и Тотьмы ― древняя утварь, мебель, изразцы…
Политехнический музей |
Русский музей |
Посетив несколько открытых фондов, понимаешь: в разных музеях ― разные особенности хранения. Например, многие приборы и устройства в Политехническом музее хранятся на палетах (специальных поддонах). «В целом хранение выглядит как ряды с полками, уходящими вверх, причем все ряды и палеты пронумерованы ― для хранителя вся информация на виду», ― поясняет Марина Андреева.
В открытых фондах скульптуры Русского музея некоторые экспонаты расположены на вращающихся дисках, и их можно рассмотреть под разными углами.
Реставрационно-хранительский центр Старая деревня. Хранилище икон и фресок |
Другое дело ― картины. В реставрационно-хранительском центре «Старая деревня» Эрмитажа они находятся на специальных выдвижных стендах, позволяющих легко передвигать экспонаты для подготовки тематических выставок. Многие единицы хранения находятся на стадии изучения и атрибуции, поэтому не у всех есть таблички (по-музейному ― «этикетки»). А те, что есть, порой сообщают о юморе музейщиков больше, чем о предмете: скажем, останки лошади со сбруей, подписанные «Труп коня №10».
Впрочем, нужно делать скидку на то, что открытые хранения часто «украшены» для посетителей с помощью разных экспозиционных приемов или с самого начала организованы иначе, чем запасники. «Конечно, полного представления о хранении, какое оно есть в музее, наш посетитель не получит: условия в новом фондохранилище близки к идеальным, ― признаёт Евгения Суслова. ― В музее, который занимает историческое здание дворца российских императоров, где, условно говоря, даже гвоздя нельзя вбить, экспонатам бывает и душно, и тесно».
Реставрационно-хранительский центр Старая деревня. Хранилище мебели |
Но даже несмотря на то, что открытые хранения не могут в полной мере отразить «нутро» запасников, они пользуются спросом у публики. У музейщиков тоже: о планах создать подобные фонды уже заявили Третьяковская галерея и Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
По мнению заведующей кафедрой музеологии факультета истории искусства РГГУ Аннэты Сундиевой, создание открытых хранений не только оправданно, но и необходимо. «Музеи, созданные в XVIII-XX вв., часто продолжают жить в тех же стенах, сохраняя и пополняя свои коллекции, ― напоминает она. ― Понятно, что их фондохранилища катастрофически переполнены. Это беда, например, почти всех московских музеев. Строительство реставрационно-хранительских центров, подобных "Старой деревне" Эрмитажа, должно стать нормой, а не исключением, причем не только для самых крупных музеев. К сожалению, в обозримом будущем это маловероятно. Публику привлекает в открытых хранилищах близость к подлиннику, возможность “неформального” общения с артефактом, получение более глубокой, детальной информации, а для кого-то психологически очень важно проникнуть туда, "куда не всех пускают"».
Реставрационно-хранительский центр Старая деревня. Хранилище стенных росписей |
Если вы пока не были в открытых фондах, рекомендуем исправить это упущение. Только попав в эту святая святых музея, случайный зритель сможет понять, какой колоссальный труд лежит на плечах хранителей и какой долгий путь уже проделали и ещё проделают экспонаты.
В качестве иллюстраций использованы изображения с сайтов Политехнического музея, Русского музея и официального сообщества фондохранилища Эрмитажа в «Старой деревне»