За кулисами музея

В российских музеях становится популярным устройство открытых хранений ― запасников, куда могут попасть не только «музейщики», но и обычные посетители. О задачах новых площадок и реализованных проектах рассказывает сотрудник Государственной Третьяковской галереи Ольга Менчукова.
Политехнический музей  

Знаете ли вы, что в постоянной экспозиции крупных музеев может поместиться всего 5-10% экспонатов (на профессиональном языке ― «единиц хранения»), а остальное годами, а то и десятилетиями спрятано в запасниках? Главная задача открытых хранений ―сделав фонды музея одновременно выставочным залом, показать зрителю как можно большую часть коллекции. Такая практика широко распространена на Западе: открытые хранения есть в Лондонской национальной галерее, Национальном музее в Амстердаме, музее Метрополитен в Нью-Йорке, в Лувре, музеях Майоля и Бранкусси в Париже… В России ― в петербургских Эрмитаже и Русском музее, московских Музее современной истории России и Политехническом музее, Музее геологии, нефти и газа в Ханты-Мансийске… ― и эта тенденция только начинает распространяться.

Открытое хранение ― не просто очередная музейная площадка. Часто здесь представлены коллекции, которые по разным причинам не могут находиться в основной экспозиции. «В Эрмитаже это, например, фрески Древней Руси, которые требуют не только определённого освещения, но и определённой неизменной влажности и температуры воздуха. Или огромные кареты, которые просто невозможно было показать вместе ни в одном из эрмитажных помещений», ― рассказывает Евгения Суслова, искусствовед, сотрудник отдела межмузейных коммуникаций Государственного Эрмитажа. В открытых фондах нового корпуса этого музея (реставрационно-хранительском комплексе «Старая деревня») демонстрируется и коллекция мебели в огромных стеклянных коридорах-витринах, и жемчужина собрания ― шатёр турецкого султана. Специальная каркасная конструкция позволяет посетителям любоваться как внешней, так и внутренней стороной военной палатки, подаренной Екатерине II в честь Ясского мира.

 
Политехнический музей  

Для демонстрации техники тоже появляются новые возможности: показать не только оболочку, но «начинку» приборов и устройств, которую обычно не разглядеть под стеклянными колпаками витрин. Этим воспользовались сотрудники московского Политехнического музея (пока основное здание закрыто на реконструкцию, увидеть коллекцию можно в технополисе «Москва» на юго-востоке столицы). «В открытых фондах можно обыграть предмет, показать его конструкцию. Например, у нас здесь есть бронированный автомобиль ЗиС, принадлежавший Сталину, ― у него правильно открыты двери, можно заглянуть внутрь», ― поделилась информацией ведущий специалист Политеха по работе с посетителями Марина Андреева.

Во многих музеях допуск в запасники сделал известными коллекции, которые не вписывались в основную экспозицию. Например, в открытом хранении московского Музея современной истории России ― подарки советским вождям от Сталина до Горбачева, произведения декоративно-прикладного искусства (коллекцию можно также увидеть в виртуальном музее), в петербургском Музее истории религии ― коллекция предметов, связанных с масонами, в крупнейших музейных комплексах Великого Устюга и Тотьмы ― древняя утварь, мебель, изразцы…

 
Политехнический музей  
Впрочем, чаще всего увидеть музейную коллекцию целиком у посетителя всё равно не получится. В «гибриде» запасника и экспозиции сталкиваются отчасти противоположные задачи: «сохранить» (то есть создать условия, при которых вещь проживёт ещё несколько веков ― особую температуру, влажность, освещённость) и «показать» (а значит, подвергнуть экспонат риску быть украденным, поврежденным, заражённым плесенью и так далее). Из соображений безопасности посетить фонды обычно можно только под присмотром сотрудника музея и по выверенному маршруту (например, в Эрмитаже во время экскурсии посетители оказываются буквально запертыми в каждом зале). А из-за необходимости оберегать «единицы хранения» в такой маршрут вряд ли попадут графика, фотографии и другие предметы на бумаге, которые нельзя экспонировать на свету дольше шести месяцев.

Выходит, открытые хранения не справляются со своей задачей? Не совсем, ведь у них есть и другая: показать человеку «с улицы» музейное закулисье. Как предметы хранятся и реставрируются, изучаются и попадают на выставки, как формируется собрание музея ― вот неполный список вопросов, которые можно задать хранителям.
 
Русский музей  

Посетив несколько открытых фондов, понимаешь: в разных музеях ― разные особенности хранения. Например, многие приборы и устройства в Политехническом музее хранятся на палетах (специальных поддонах). «В целом хранение выглядит как ряды с полками, уходящими вверх, причем все ряды и палеты пронумерованы ― для хранителя вся информация на виду», ― поясняет Марина Андреева.

В открытых фондах скульптуры Русского музея некоторые экспонаты расположены на вращающихся дисках, и их можно рассмотреть под разными углами.

 
 Реставрационно-хранительский центр Старая деревня. Хранилище икон и фресок 

Другое дело ― картины. В реставрационно-хранительском центре «Старая деревня» Эрмитажа они находятся на специальных выдвижных стендах, позволяющих легко передвигать экспонаты для подготовки тематических выставок. Многие единицы хранения находятся на стадии изучения и атрибуции, поэтому не у всех есть таблички (по-музейному ― «этикетки»). А те, что есть, порой сообщают о юморе музейщиков больше, чем о предмете: скажем, останки лошади со сбруей, подписанные «Труп коня №10».

Впрочем, нужно делать скидку на то, что открытые хранения часто «украшены» для посетителей с помощью разных экспозиционных приемов или с самого начала организованы иначе, чем запасники. «Конечно, полного представления о хранении, какое оно есть в музее, наш посетитель не получит: условия в новом фондохранилище близки к идеальным, ― признаёт Евгения Суслова. ― В музее, который занимает историческое здание дворца российских императоров, где, условно говоря, даже гвоздя нельзя вбить, экспонатам бывает и душно, и тесно».

 
Реставрационно-хранительский центр Старая деревня. Хранилище мебели 

Но даже несмотря на то, что открытые хранения не могут в полной мере отразить «нутро» запасников, они пользуются спросом у публики. У музейщиков тоже: о планах создать подобные фонды уже заявили Третьяковская галерея и Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

По мнению заведующей кафедрой музеологии факультета истории искусства РГГУ Аннэты Сундиевой, создание открытых хранений не только оправданно, но и необходимо. «Музеи, созданные в XVIII-XX вв., часто продолжают жить в тех же стенах, сохраняя и пополняя свои коллекции, ― напоминает она. ― Понятно, что их фондохранилища катастрофически переполнены. Это беда, например, почти всех московских музеев. Строительство реставрационно-хранительских центров, подобных "Старой деревне" Эрмитажа, должно стать нормой, а не исключением, причем не только для самых крупных музеев. К сожалению, в обозримом будущем это маловероятно. Публику привлекает в открытых хранилищах близость к подлиннику, возможность “неформального” общения с артефактом, получение более глубокой, детальной информации, а для кого-то психологически очень важно проникнуть туда, "куда не всех пускают"».

 
Реставрационно-хранительский центр Старая деревня. Хранилище стенных росписей 

Если вы пока не были в открытых фондах, рекомендуем исправить это упущение. Только попав в эту святая святых музея, случайный зритель сможет понять, какой колоссальный труд лежит на плечах хранителей и какой долгий путь уже проделали и ещё проделают экспонаты.

В качестве иллюстраций использованы изображения с сайтов Политехнического музея, Русского музея и официального сообщества фондохранилища Эрмитажа в «Старой деревне»

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале