И снова о религии в школе
Однажды меня случайно занесло на месяц поработать в школе учителем истории. И вот я ошарашила восьмой класс новостью о том, что Иисус Христос был евреем. На перемене ко мне подошла самая лучшая ученица и решила уточнить: «Дарья Игоревна, вы не шутили? Серьёзно? Не может этого быть!»
Недавно мой Facebook снова взорвался волной возмущения в связи с новостью о возможном введении «религии в школе». А я-то как раз думаю, что религии в школе очень не хватает. Как бы кто не относился к условному «мракобесию», мы живём в христианской культуре, о которой у среднего школьника знаний ― абсолютный ноль. Не видев ни разу Библии, он должен как-то понимать Достоевского и Толстого. Естественно, он не понимает их никак, потому что не видит, с какими идеями там спорят или соглашаются персонажи, откуда эти идеи взялись, и тем более ― как эти идеи относятся к его реальной жизни.
Без понимания христианства невозможно построить в голове хоть какую-то цельную картинку европейской истории и культуры ― и русской литературы в том числе. Именно поэтому мне кажется очень странным аргумент: а почему бы не преподавать ислам? При всем уважении к исламу, русская культура с ним очень слабо связана. А вот «Сюжеты и образы Библии в русской и мировой культуре» среднему россиянину логично знать хотя бы поверхностно.
Мои возмущенные друзья из Facebook любят отмечать, что православие в школы пытаются пропихнуть вместо астрономии ― и в этом видят особенно символическое торжество мракобесия. Но мне вот грешным делом кажется, что понимание религии в нашей сегодняшней жизни всё-таки более важно, чем классификация звезд. Я не говорю о более общих вещах: думаю, о том, что Земля вращается вокруг Солнца, ребёнок сегодня узнаёт в детском саду.
Фото: Welcome.mos.ru |
Мне лично уже в 14 лет всё это было очень интересно. Да и какой ребёнок не увлекается ангелами, демонами и прочими Мастерами и Маргаритами? При этом информацию взять было решительно неоткуда. Поэтому своё знакомство с русской религиозной философией с того, в 14 лет запоем прочитала бредовую книжку «Князь мира сего» про евреев-демонов? Уверена, сегодняшние подростки погружаются в тему тоже каким-нибудь подобным образом ― не с культурологических позиций, а вот прямо сходу: чаши Грааля, евреи, Христос-славянин, жидомасоны и прочие интересности.
Комментаторы, возмущенные православной культурой в школе, похоже, не понимают, что анекдотичные «православные по дефолту» ― результат не углублённого изучения ОПК, а как раз неосведомленности на тему того, что такое христианство (привет, Кэп!). А что делать, если в школе им рассказали про православие только в контексте «самодержавие, православие, народность»? А они же русские ― значит православные!
Я помню, в школе у меня был любимый предмет ― МХК, история мировой художественной культуры. Благодаря ему мы, пятиклассники, знали наперечёт всех египетских богов. Это было ужасно увлекательно, мы их даже рисовали. Но что-то мне подсказывает, что египетские боги — не самые актуальные сегодня боги, и неплохо было бы подростку поближе познакомиться с единобожием. Речь ведь не идёт об индоктринации ― не думаю, что даже в пятом классе кто-то всерьёз поверил в египетских богов. Речь идёт о понимании истоков современной культуры и общества ― разве не этому должны учить в школе?
По поводу аргументов в духе «Негоже мракобесам лезть в храм науки!» хочу сказать следующее: здесь сравнивается тёплое с мягким. Сейчас у среднего россиянина на тему религии и науки полная каша. С одной стороны, у нас всенародно любимы гороскопы, гадалки и битва экстрасенсов, а с другой стороны ― советский атеистический материализм, который «всесилен, потому что верен». За научный подход большинство атеистов принимают позитивизм, то есть сугубо философскую концепцию. Никто не подозревает, где вообще начинается и заканчивается сфера науки, никто не слышал про критерии верифицируемости и фальсифицируемости. Мало кто понимает разницу между материалистической философией и научным методом. И это вредит не только религии, но и науке: если ты не понимаешь границ науки, то тебе любая наукообразная чушь сойдёт за науку. Именно поэтому так популярны сегодня всевозможные секты свидетелей НЛО и рептилоидоборцев.
Фото: Eparhia-sarapul.ru |
На мой взгляд, то, что, школьники научатся оценивать свои поступки «на основе нравственных норм православной христианской традиции», не так ужасно даже для неверующих родителей: неплохо было бы, чтобы человек научился хоть как-то оценивать свои поступки. Потому что в постсоветском пространстве на этом месте ― огромная дыра.
Единственная этика, знакомая огромному количеству нынешних власть имущих ― это примитивный дарвинизм: кто выше, тот и гребёт под себя. Иногда всё это обрамляется технократическими концепциями, но суть остается та же: деление на «сверхчеловеков, право имеющих» и «серую массу». Потому что в 90-е моральный кодекс строителя коммунизма стал как-то не особенно актуален ― и вот, привет тебе, Раскольников: «Убью, украду, откачу, как хочу я же право имею, и себе хорошо сделаю, и другим ― вообще-то она старуха так себе...»
Подобный имморализм (у какого-то наивный и интуитивный, у кого-то «научно обоснованный») ― ныне главенствующая этическая система. Можно по-разному относиться к христианским ценностям, но они все-таки гуманнее. Можно соглашаться с ними или спорить. Главное ― не делать вид, что этой темы нет. И перевести уже «религию в школе» из русла битвы против мракобесия в русло профессионального обсуждения.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале