5 плюсов ЕГЭ: «откровения» репетитора

Практически с момента появления ЕГЭ его только и критикуют. По-моему, установилось правило: «О ЕГЭ либо плохо, либо ничего». Но каждый раз, когда я читаю про очередные «ужасы ЕГЭ», про то, как он сужает до уровня «дрессировки» программу старших классов по русскому языку, думаю: ну и что? Было бы, что сужать.
Фото: Ptzgovorit.ru 

Я бы присоединилась к этим вздохам, если бы школы в нашей стране были сплошь очагами свободомыслия, исследовательского духа и творческого подхода. Но увы, таких школ единицы. Каково сегодня российское среднее образование, сказано так много, что лень повторяться.

Я готовлю школьников к ЕГЭ по русскому с того момента, как он стал обязательным ― и в качестве школьного учителя, и в качестве репетитора. Честно говоря, за время работы репетитором я стала хуже думать о школьном образовании, но значительно лучше ― о формате «единого экзамена».

И вот почему.

ЕГЭ ― это очень простой экзамен

Как бы ни пугали родителей бедных старшеклассников, ЕГЭ по русскому ― это катастрофически простой экзамен. Конечно, при условии, что ребёнок не подошёл к 11 классу, так и не научившись отличать прилагательное от существительного (случается и такое).

ЕГЭ ― это просто сказка по сравнению, например, с диктантом. Именно поэтому многие вузовские преподаватели уже десять лет рвут себе волосы на голове, сталкиваясь с «егэшными» первокурсниками. Но для родителей и детей это плюс, потому что сколько бы стресса ни было связано с ЕГЭ, он не идёт ни в какое сравнение с настоящими вступительными экзаменами в вуз.

У ЕГЭ предсказуемая структура

В тот год, когда ЕГЭ по русскому стал обязательным экзаменом, у меня был класс в новосибирской физматшколе: 25 человек, собранных из разных школ. Уровень у них был от условной девочки-отличницы до мальчика, плохо умеющего выражать свои мысли по-русски. Я была счастлива, что мне не нужно мучить этих физматшкольников, которые будут поступать на мехмат, «настоящей» программой по русскому языку, а можно заниматься только «дрессировкой», то есть давать чёткие формулировки заданий на весьма ограниченное количество правил.

Конечно, даже минимальные изменения в структуре ЕГЭ становятся целыми инфоповодом ― и поводом для очередной истерики. Но если вы возьмёте учебник 10-11 класса, то поймёте, что в ЕГЭ проверяется от силы десятая часть того, что там даётся. И при этом вы точно знаете, как именно будет сформулировано задание. Более того, люди знали про это и в прошлом году, и в позапрошлом, поэтому интернет уже завален комментариями, советами и тренировочными заданиями, которые сделают подготовку проще.

В ЕГЭ есть сочинение

Если говорить о среднестатистической школе, сегодня в ней пишут очень мало сочинений. По той простой причине, что проверять их учителю долго и трудно, а обратную связь давать лениво. Учитель и так завален бумажками, к тому же часто уверен, что «они всё равно все тупые, ничего не читают, что с них возьмешь». Гораздо проще дать тест или диктант.

В итоге к старшим классам ребёнок, который долгие годы «учил русский язык», часто не может написать пары связных абзацев. Ещё ужаснее, что некоторые плохо понимают текст, написанный по-русски, читая его практически как текст на иностранном языке. Статьи о функциональной неграмотности я читала давно, но в её существование не верила, пока не столкнулась с этим на практике.

 
Фото: School-sib.ru 

А всё потому, что в школе очень много времени уделяется орфографии и пунктуации и очень мало ― анализу текста, размышлению и говорению. Эти навыки считаются «само собой разумеющимися». То ли дело одна и две «н» в прилагательных и причастиях!

В ЕГЭ, тем не менее, баллы за сочинение ― 40% всех баллов. Это хотя бы отчасти возвращает сочинение в школы, мотивирует учителей учить детей писать, формулировать свои мысли и аргументировать. Впрочем, многие учителя всё равно предпочитают проверять тесты и говорить о том, что для сочинения лучше нанять репетитора.

Единый экзамен ― противовес для субъективности школьных учителей

Эта история связана не с ЕГЭ, а с ОГЭ. Я занималась с дерзкой и резкой девочкой-неформалкой, которую собирались не допустить к ОГЭ по русскому. Там была тёмная история ― конфликт с учительницей, которая намекала на платные занятия. Помнится, я сказала маме: идите и купите у неё эти занятия! Но нет, дочь-неформалка упёрлась и ни в какую не хотела заниматься с ненавистной учительницей. Дело было уже в мае, проблем с другими предметами не было, но грозил недопуск по русскому.

Мы срочно начинаем заниматься, она ― бесконечно умная, смышленая ― пишет прекрасные и вполне грамотные сочинения. Однако ситуация продолжает накаляться. За две недели до экзамена маму вызывают к директору: не допустим к ОГЭ, преподаватель говорит, что она не сдаст, а проблемы нам не нужны. Мама отвечает: давайте она напишет пробный экзамен, который проверит другой учитель? Девочка пишет, её допускают к экзамену, и она не дотягивает одного балла до пятёрки.

Хеппи-энд случился. Но что переживала эта девочка на уроках и что пережила мама у директора, трудно представить.

ЕГЭ сглаживает проблемы школьной системы

Хотелось бы написать «маскирует», но эта колонка — о положительных сторонах ЕГЭ.

Мой самый любимый ученик за мою репетиторскую карьеру ― непроходимый двоечник по русскому. Двоечник с уникальным языковым чутьём, прекрасным стилем изложения и бесконечно глубокими рассуждениями по поводу прочитанного. При этом он умудрялся делать ошибки в духе «частица “не” с глаголами пишется раздельно». Как так получилось? А вот как: в шестом классе полгода не было учителя, потом в седьмом он два раза сменился… и с тех пор как-то не задалось.

 
Фото: Life-hack.club 

Конечно же, мальчик собирался поступать на физмат: математика давалась с трудом, но лучше, чем русский. А я видела перед собой гуманитария, которому так и не выпало шанса раскрыть свой талант. Мне было жаль, что он попал ко мне, чтобы «пройти дрессировку» к ЕГЭ.

А в чём же позитив? В том, что «дрессировку» он успешно прошёл и сдал на пятёрку.

Кстати, о репетиторах

Многие говорят о том, что с появлением ЕГЭ появилась армия репетиторов, которая к нему готовит. На самом деле репетиторы были и раньше. Разница в том, что в основном это были преподаватели вузов: только они знали, каким именно будет экзамен. С появлением ЕГЭ репетитором может стать любой специалист-предметник, а значит, подготовка оказалась дешевле и демократичнее. И хотя многие по привычке ищут «членов предметной комиссии ЕГЭ, которые уже 20 лет преподают в МГУ», я сомневаюсь, что разница в три раза в цене за час даст существенную разницу на выходе. Слишком уж предсказуем и однообразен сам экзамен.

У того же, кто хочет подготовиться вообще без денег, есть масса возможностей: от печатных методичек до групп во «ВКонтакте», которые посвящены ЕГЭ.

Подытожим: единые экзамены ― неизбежный источник стресса для всех участников. Но при нынешнем состоянии школьной системы это формат проверки, который серьёзно облегчит жизнь и школьникам, и их родителям.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале