«Табу» и тотем
Образ героя мобилен — в самом начале он видится британским Эдмоном Дантесом, который пришёл изобретательно мстить за честь и достоинство своей семьи. Но с каждой новой серией Делейни предстает перед нами бунтарем-антисистемщиком, а точнее, антиглобалистом. Он бросает вызов мощной корпорации с её огромным административным ресурсом и деньгами. Атакует не в лоб, как рыцарь из Ла-Манчи, но его месть — не просто холодное блюдо, а продуманный до мелочей план. Было бы несправедливо назвать главного героя исполнителем кары Господней, однако он, как ни крути, действительно наказывает и грабит только алчных господ, а прозябающим жителям трущоб старается помочь, в том числе финансово.
Действие происходит на заре эпохи романтизма, посему у Джеймса есть черты героя романтического произведения. Но это не страдания и пустое копание в себе, как у юного Вертера, а отвага и честь, как у Айвенго или Роб Роя. Что-то в нём и от Робин Гуда — благородство, неожиданные ходы и способность обводить врагов вокруг пальца; проскальзывает и плутовство Уленшпигеля. Именно таких героев сейчас не хватает массовой культуре — не просто красивых альфа-самцов, а сильных телом, умом и духом личностей.
Ещё одна важная черта характеристики героя — цивилизационный конфликт. Делейни украшен татуировками африканского племени и время от времени проводит под покровом ночи колдовские ритуалы. Мотивы принятия героем язычества авторы пока не раскрыли (возможно, это будет показано в следующих сезонах), но, кажется, вполне ему симпатизируют. И не одобряют христианское общество, которое считает Джеймса дикарём: такие поведение, обычаи и образ жизни в Англии XIX века непонятны и неприемлемы — одним словом, табу. Да, социум часто отвергает чужаков, но стоит ли удивляться именно такой реакции, зная, что христиане перенесли от язычников?
С пиететом создатели фильма подошли и к атмосфере. Перед нами действительно период романтизма: мрачный, где-то мистический Лондон с клоками и зловонными доками и страхом будущего — грядущей индустриальной эпохи. Происходящее как будто увидено глазами Эдварда Мунка, которому добавили фрейдистских переживаний.
Что не получилось (если не сказать, угодило мимо цели), так это линия с погибшими на корабле рабами и сэром Чичестером, который ведёт дело о кораблекрушении. Понятно, что фильм — художественный вымысел, но на дворе начало XIX века. В то время общество чернокожих людьми не считало, так что вся эта сюжетная коллизия — из разряда научной фантастики. Да, сейчас в каждом фильме должен быть герой-африканец, но вот так «закручивать гайки» — уже слишком. Также не верится, что джентльмены из Ост-Индской матерятся как сапожники (а смотрел я в оригинале). Странно выглядит и сама Ост-Индская компания в качестве некоего «Спектра» (организации, которой противостоит Джеймс Бонд — «ТД») эпохи романтизма.
Несколько слов о Томе Харди, которого я как серьёзного артиста признал не сразу. Поменять моё мнение смог «Безумный Макс», где Том предстал постапокалиптическим ковбоем а-ля Клинт Иствуд: мрачным, немногословным, но очень харизматичным. Ту же потрясающую харизму мы видим и здесь, и это не за счёт актёрского мастерства, а от природы.
Отмечу также великолепные актёрские работы Джонатана Прайса, исполняющий роль главного антагониста (многим известен как «Его Воробейшество» из «Игры Престолов»), и Стивена Грэма, открытого Гаем Ричи в «Большом куше». А вот актрисы разочаровали: неужели нельзя было найти более мастеровитых и ярких исполнительниц?
Но несмотря на все замечания, «Табу» — добротная историческая драма, способная заменить полюбившиеся многим «Чёрные паруса» и «Викинги». Здесь есть сильный и вызывающий симпатию протагонист, интересная и динамично развивающаяся история, детально воссозданная атмосфера эпохи романтизма и убедительность в изложении. Видно, что Харди, который ещё и спродюсировал фильм, искренне любит эту историю и хочет донести её до нас.