Театр-герой: «Колымские рассказы» в «Сфере»
Я пишу о лагере не больше, чем Экзюпери о небе или Мелвилл о море. Мои рассказы — это, в сущности, советы человеку, как держать себя в толпе… Не только левее левых, но и подлиннее подлинных. Чтобы кровь была настоящей, безымянной.
Варлам Шаламов
Спектакль театра «Сфера» «По снегу… Колымские рассказы» (премьера состоялась 8 февраля 2017 года) представляет собой весьма интересное явление. С одной стороны, интересное режиссёрское решение: минимум декораций, минимум разнообразия в костюмах, минимум художественных приёмов. С другой — излишняя прямолинейность в подаче материала и зачастую недоигрывающие актёры. Впрочем, нельзя судить о постановке очень строго: слишком сложен материал, замахнуться на который может только очень смелый человек. Таким смельчаком стала Мария Аврамкова, выпускница Щукинского театрального училища.
Фото: театр «Сфера» |
Читать рассказы Шаламова больно. Почти физически больно. Однако, несмотря на всю жесткость, есть в них особая поэзия, понятная только человеку, так или иначе пережившему то, о чём пишет автор. В постановке этой поэзии нет, поэтому перед зрителем предстаёт лишь рассказ о жестокой жизни заключённого, безнравственности и низости тогдашней власти и прогнившей системе.
В инсценировку вошли несколько очень разных по форме и по содержанию рассказов: «По снегу», «Дождь», «Инжектор», «Шерри-бренди», «Серафим», «Галстук», Апостол Павел», «Ягоды», «Кант», «Мой процесс», «Сентенция», «Детские картинки».
Крошечная сцена практически пуста. Только по углам расставлены дощатые закутки-каморки, в которых ютятся работники театра, отвечающие за звук и свет. Никакой мебели и реквизита (кроме небольших нар, прикованных цепями к стене), они возникнут по ходу действия. Задником служит экран, на котором будут показаны фрагменты документальной хроники и фотографии.
Фото: театр «Сфера» |
Актёры по одному выходят перед зрителем и читают текст, написанный Шаламовым. Конечно, отрывками, конечно не подряд, и в этом главный минус постановки: прямое, ничем не прикрытое цитирование в какой-то момент загоняет в сон людей, которые хорошо знакомы с рассказами писателя. Однако, наверное, несправедливо требовать от режиссёра каких-то авторских решений подобной тематики. Видимо, по-другому никак и не получится передать шаламовский текст, мысль и идею зрителю.
Действие длится недолго, но из театра выходишь с ощущением, что пережил нечто грандиозное. Многие пытаются забыть те ужасы, о которых писали Шаламов, Солженицын и другие, но если их не помнить, что с нами станет? Да, больно, но это наша история. В этом смысле театр «Сфера» совершил настоящий героический поступок.