Специалисты не уверены, что иконы Звенигородского чина писал Андрей Рублёв

Технико-технологическое исследование показало полное несходство авторских приёмов.
 
 Фото: ТАСС 

После исследования одного из первых шедевров древнерусской живописи — Звенигородского чина Андрея Рублёва — авторство иконописца поставлено под сомнение. Таковы результаты многочисленных исследований поверхности иконы, в ходе которых удалось выявить и проанализировать авторские приёмы наложения красок и нанесения первоначального рисунка, а также сравнить их с недавними результатами аналогичного исследования «Святой Троицы» Рублёва, сообщают «Ведомости».

Исследования вели сотрудники Третьяковской галереи и Государственного научно-исследовательского института реставрации в течение двух лет на новейшем оборудовании. 

В результате исследований сделаны некоторые исключительно важные предположения, которые пока, как подчёркивают в музее, нельзя считать окончательными. Хотя на прошедшем круглом столе большинство специалистов по древнерусскому искусству посчитали их убедительными. Основное предположение касается авторства Звенигородского чина. Различия «почти всех элементов, составляющих индивидуальную манеру авторов» трёх его икон и «Святой Троицы» и тот факт, что написаны они были с временной разницей в четверть века (1400 и 1425-1427 гг.), не позволяют считать их работой одного автора.

 
 Фото: Третьяковская галерея 

Более того, по мнению проводивших исследование научных сотрудников Третьяковки Левона Нерсесяна и Софьи Свердловой, на основании полученных данных можно предположить, что центральный образ «Христос Вседержитель» написан более зрелым мастером, чем соседние «Архангел Михаил» и «Апостол Павел». Также они предполагают, что автором Звенигородского чина, «исходя из стилистических и технологических особенностей икон», мог быть иконописец из «византийско-русского» круга московских иконописцев. 

О том, будет ли изменена надпись под Звенигородским чином, одним из самых почитаемых экспонатов Третьяковской галереи, директор музея Зельфира Трегулова ответила, что до этого пока далеко, надо дождаться окончания исследований, публикации результатов (она планируется на конец года) и решения атрибуционного совета. 

О Звенигородском чине 

Знаменитый Звенигородский чин, в который входят поясные иконы Христа Вседержителя, Архангела Михаила и апостола Павла, был найден в 1918 году близ Успенского собора на Городке в Звенигороде. 

Никаких точных данных о мастере, написавшем звенигородские иконы, не найдено. Авторство Андрея Рублёва было установлено Игорем Грабарём на основании их стилистического и типологического сравнения со «Святой Троицей» и росписями Успенского собора во Владимире, о чём учёный сделал публикацию в 1926 году. Сами же иконы были переданы во Всероссийскую реставрационную комиссию и там расчищены в 1918-1919 гг. 

 
 Фото: Третьяковская галерея 

С тех пор авторство Рублёва было признано, хотя некоторые исследователи считали, что поскольку звенигородские иконы — зрелые и совершенные произведения, то не могли быть написаны задолго до «Святой Троицы» совсем молодым иконописцем, и на этом основании датировали их более поздним временем. Происхождение икон долго оставалось предметом дискуссий. 

Сегодня, однако, считается доказанным, что «Христос Вседержитель», «Архангел Михаил» и «Апостол Павел» были написаны именно для девятичастного деисусного ряда иконостаса звенигородского Успенского собора на Городке к его открытию в 1400 г.

Звенигородский чин написан на досках большого размера (158-160 на 108-110 см.), поясные изображения на нём превышают человеческую меру. Исходя из традиционной иконографии деисусов, изначально в состав Звенигородского чина (кроме трёх сохранившихся икон) могли также входить иконы «Богоматерь», «Иоанн Предтеча», «Архангел Гавриил», «Апостол Пётр», «Василий Великий» и «Иоанн Златоуст».

Описание икон

Живопись на иконе Христа Вседержителя сохранилась фрагментарно. Это наиболее пострадавшая из икон Звенигородского чина. На лике имеется трещина по старому левкасу, на волосах и бороде присутствуют потёртости верхнего красочного слоя.

Архангел Михаил изображён в иконографии, встречающейся в византийской живописи с начала XIV века. Он по характеру образа близок к ангелам на фресках центрального нефа Успенского собора во Владимире. На иконе утрачено золото на груди ангела, на лике есть следы царапин.

Архангел одет в сияющий лазоревый хитон, почти полностью скрытый складами «клубящегося» розового плаща. Голова мягко наклонена вправо, русые кудрявые волосы перевязаны лентой в тон хитона.

Апостол Павел изображён слегка склонившимся к Спасителю. Его лик написан более рельефно по сравнению с другими иконами Звенигородского чина. Лик апостола исполнен скорби и умиротворённости. Для подчёркивания его созерцательного образа одежды написаны в серебристо-жемчужной гамме. Обе руки апостола Павла держат крупный приоткрытый кодекс.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале