Слава России. Исторический календарь профессора Г.А. Любимова – 29 января
1430 г. – скончался Андрей Рублев, знаменитый русский иконописец (родился около 1370 г.)
Точная дата рождения Андрея Рублева не известна. По ряду косвенных соображений считается, что он родился около 1370 г. Также ничего не известно о его родителях, детских и юношеских годах жизни.
Впервые имя Андрея Рублева упоминается в летописи под 1405 г., как одного из тех, кто расписывал Благовещенский собор в Московском Кремле.
Конец XIV в. и XV в. были временем роста самосознания русского народа и формирования его государственности. Борьба с татарским игом и защита западных рубежей требовали не только объединения русских княжеств в единое централизованное государство, но и духовного объединения, развития единых культурных традиций. Центром духовного и культурного развития народа были монастыри. Именно в этой среде – в Троицком (ныне Троице-Сергиевская Лавра) и Андрониковском монастырях – сложилось мировоззрение Андрея Рублева.
По благославению преподобного Сергия Радонежского (см.18.10) Андрей Рублев стал иконописцем. Рублев работал вместе с известными русскими мастерами-иконописцами Прохором с Городца и Даниилом Черным и знаменитым Феофаном Греком (приглашенным в Москву греческим мастером). У них он учился искусству иконописания, постигал композиционные приемы и традиции господствовавшей в то время византийской школы иконописи. Однако уже в первых дошедших до нас работах Рублева в Благовещенском соборе Кремля и Успенском соборе во Владимире наблюдается его сознательный отход от византийских традиций и стремление писать своим, рублевским стилем, основными отличиями которого были живописная красота и глубокое духовное содержание образов.
Вершина творчества Рублева приходится на 10 - 20 г.г. XV в., когда было создано величайшее его творение икона «Троица». Эта икона написана для иконостаса нового Троицкого собора в Троице-Сергиевской Лавре, сооруженного над могилой преподобного Сергия, духовного наставника Андрея Рублева. «Это был взлет человеческого духа на совершенно недосягаемую высоту. Рублевская «Троица» есть удивительное явление Бога на землю, потому что без помощи Божией создать такую невыразимую красоту, перед которой преклоняются все, независимо от их веры, невозможно. Эта красота сокрушительная, она имеет небесное происхождение.
Икона есть образ Божий или образ святого, и, глядя на образ, верующий человек умом и сердцем возносится к первообразу. И чем совершеннее икона, чем она духовнее, тем сердце легче устремляется к небу. Когда человек стоит перед образом «Троицы» Андрея Рублева, его ум и сердце возносятся к Самой Пресвятой Троице, поэтому роль этой иконы огромна… Творение его (Андрея Рублева – авт.) ума, его сердца, его рук пережило века и до сих пор продолжает действовать…» (протоиерей Дмитрий Смирнов).
Сегодня икона «Троица» находится в церкви Св.Николая в Толмочах, что при Третьяковской галерее, а на ее месте в Троицком соборе в Лавре находится прекрасно выполненная копия.
Последние годы жизни Андрей Рублев провел в Андрониковом монастыре в Москве, где скончался 29 января 1430 г. и был похоронен. Могила Андрея Рублева не сохранилась.
При жизни Андрея Рублева он был почитаемым мастером в Москве, но его имя вряд ли было известно за ее пределами. Его слава росла постепенно, и уже в XVI в. он часто упоминается в летописных источниках и описях икон монастырей. В 1551 г. собранный Иваном Грозным (см.16.1) для упорядочения церковных дел Стоглавый собор рекомендовал иконописцам как пример для подражания Андрея Рублева. К концу XIX в. сложилась интересная ситуация: с одной стороны, не существовало ни одной иконы Рублева, которая не была бы записана поверх рублевского письма в позднейшие века, с другой стороны, слава Рублева была так велика, что каждый серьезный коллекционер и крупнейшие монастыри гордились своими «иконами Рублева».
Второе рождение искусства Рублева состоялось в 1904 г. при расчистке и реставрации «Троицы». Перед реставраторами открылся неизвестный красочный мир и величие духовного содержания этой иконы. С этого момента начались систематические работы по раскрытию икон и фресок Андрея Рублева и других древних иконописцев и по научной оценке их живописных достоинств. К концу 20-х годов XX в. искусствоведы могли уже говорить о целом направлении – русском средневековом живописном искусстве, которое выделилось из византийского искусства на рубеже XIV – XV в.в. и у истоков которого стоял Андрей Рублев.
В 1929 – 30 г.г. выставка русских икон в Германии, Англии и США открыла для западных любителей искусства неизвестный им прекрасный мир старой русской живописи. В восторженных откликах крупнейших художественных критиков было высоко оценено творчество Андрея Рублева, как родоначальника русской иконописной школы.
Восхищаясь живописными достоинствами рублевских икон и фресок не надо забывать, что это только форма, в которую автор облекает глубокое духовное содержание. Творения Рублева оказались созвучными мировоззрению и религиозным чувствам русских людей, начиная с его современников и до людей нашего времени. И в этом заключается секрет необычайной славы Андрея Рублева как иконописца.
Русская Православная Церковь прославила Андрея Рублева в лике святых. Дни его памяти 26 июня и 17 июля.
Впервые имя Андрея Рублева упоминается в летописи под 1405 г., как одного из тех, кто расписывал Благовещенский собор в Московском Кремле.
Конец XIV в. и XV в. были временем роста самосознания русского народа и формирования его государственности. Борьба с татарским игом и защита западных рубежей требовали не только объединения русских княжеств в единое централизованное государство, но и духовного объединения, развития единых культурных традиций. Центром духовного и культурного развития народа были монастыри. Именно в этой среде – в Троицком (ныне Троице-Сергиевская Лавра) и Андрониковском монастырях – сложилось мировоззрение Андрея Рублева.
По благославению преподобного Сергия Радонежского (см.18.10) Андрей Рублев стал иконописцем. Рублев работал вместе с известными русскими мастерами-иконописцами Прохором с Городца и Даниилом Черным и знаменитым Феофаном Греком (приглашенным в Москву греческим мастером). У них он учился искусству иконописания, постигал композиционные приемы и традиции господствовавшей в то время византийской школы иконописи. Однако уже в первых дошедших до нас работах Рублева в Благовещенском соборе Кремля и Успенском соборе во Владимире наблюдается его сознательный отход от византийских традиций и стремление писать своим, рублевским стилем, основными отличиями которого были живописная красота и глубокое духовное содержание образов.
Вершина творчества Рублева приходится на 10 - 20 г.г. XV в., когда было создано величайшее его творение икона «Троица». Эта икона написана для иконостаса нового Троицкого собора в Троице-Сергиевской Лавре, сооруженного над могилой преподобного Сергия, духовного наставника Андрея Рублева. «Это был взлет человеческого духа на совершенно недосягаемую высоту. Рублевская «Троица» есть удивительное явление Бога на землю, потому что без помощи Божией создать такую невыразимую красоту, перед которой преклоняются все, независимо от их веры, невозможно. Эта красота сокрушительная, она имеет небесное происхождение.
Икона есть образ Божий или образ святого, и, глядя на образ, верующий человек умом и сердцем возносится к первообразу. И чем совершеннее икона, чем она духовнее, тем сердце легче устремляется к небу. Когда человек стоит перед образом «Троицы» Андрея Рублева, его ум и сердце возносятся к Самой Пресвятой Троице, поэтому роль этой иконы огромна… Творение его (Андрея Рублева – авт.) ума, его сердца, его рук пережило века и до сих пор продолжает действовать…» (протоиерей Дмитрий Смирнов).
Сегодня икона «Троица» находится в церкви Св.Николая в Толмочах, что при Третьяковской галерее, а на ее месте в Троицком соборе в Лавре находится прекрасно выполненная копия.
Последние годы жизни Андрей Рублев провел в Андрониковом монастыре в Москве, где скончался 29 января 1430 г. и был похоронен. Могила Андрея Рублева не сохранилась.
При жизни Андрея Рублева он был почитаемым мастером в Москве, но его имя вряд ли было известно за ее пределами. Его слава росла постепенно, и уже в XVI в. он часто упоминается в летописных источниках и описях икон монастырей. В 1551 г. собранный Иваном Грозным (см.16.1) для упорядочения церковных дел Стоглавый собор рекомендовал иконописцам как пример для подражания Андрея Рублева. К концу XIX в. сложилась интересная ситуация: с одной стороны, не существовало ни одной иконы Рублева, которая не была бы записана поверх рублевского письма в позднейшие века, с другой стороны, слава Рублева была так велика, что каждый серьезный коллекционер и крупнейшие монастыри гордились своими «иконами Рублева».
Второе рождение искусства Рублева состоялось в 1904 г. при расчистке и реставрации «Троицы». Перед реставраторами открылся неизвестный красочный мир и величие духовного содержания этой иконы. С этого момента начались систематические работы по раскрытию икон и фресок Андрея Рублева и других древних иконописцев и по научной оценке их живописных достоинств. К концу 20-х годов XX в. искусствоведы могли уже говорить о целом направлении – русском средневековом живописном искусстве, которое выделилось из византийского искусства на рубеже XIV – XV в.в. и у истоков которого стоял Андрей Рублев.
В 1929 – 30 г.г. выставка русских икон в Германии, Англии и США открыла для западных любителей искусства неизвестный им прекрасный мир старой русской живописи. В восторженных откликах крупнейших художественных критиков было высоко оценено творчество Андрея Рублева, как родоначальника русской иконописной школы.
Восхищаясь живописными достоинствами рублевских икон и фресок не надо забывать, что это только форма, в которую автор облекает глубокое духовное содержание. Творения Рублева оказались созвучными мировоззрению и религиозным чувствам русских людей, начиная с его современников и до людей нашего времени. И в этом заключается секрет необычайной славы Андрея Рублева как иконописца.
Русская Православная Церковь прославила Андрея Рублева в лике святых. Дни его памяти 26 июня и 17 июля.
Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале