Как журналистика приобретает женское лицо
Фото: Евгений Птушка/Strana.ru |
― Действительно, в XXI веке о процессе феминизации можно говорить уже как об устойчивой тенденции: журналистика приобретает всё более отчетливое женское лицо. Россия входит в число тех стран, где женщины в профессии составляют большинство. Чтобы убедиться в этом, достаточно заглянуть в списки студентов журфака МГУ. Вы заметите, что мужчины там составляют меньшинство.
― Как вы считаете, почему сложилась такая картина? Ведь долгое время существовал стереотип, что журналистика ― сугубо мужская профессия. Одна из самых опасных, вторая по смертности, уступающая шахтёрам. Считалось, что она была не под силу слабому полу.
― Тенденция к слому гендерных стереотипов в журналистике просматривалась ещё в XIX веке. Однако тогда женщины в журналистике были единичными случаями. Яркий пример ― Маргарет Фуллер, автор книги «Женщина в XIX веке», первого значительного произведения феминизма в США. Также Фуллер проявила себя как журналист, став в 1840 году первым редактором-женщиной в The Dial, затем ― сотрудничая с New York Tribune. А уже в 1846 году редакция The Tribune отправила Маргарет в Европу первым собственным корреспондентом.
Маргарет Фуллер |
― Да, Фуллер стала вдохновительницей для многих последовательниц. А когда и почему произошёл массовый приток женщин в профессию?
― Женщины, как я уже сказал, работали в редакциях ещё в XIX веке. Вопрос в другом. Они занимали только низшие должности ― телеграфисток, машинисток, обеспечивающих лишь техническую обработку информации. Престижные должностные посты, как правило, доставались мужчинам. Позднее, уже в XX веке, стало расти количество демонстраций за равноправие полов, в том числе и в журналистике. Вам знакомо имя Глории Стайнем?
― Конечно, это лидер феминистского движения. Всеобщую известность она получила в 1969 году благодаря статье «Afterblackpower, Women's liberation», где отстаивала права женщин и боролась за равноправие полов, в журналистике в том числе.
― Именно. Её деятельность ― пример того, что эта профессия не является исключительно мужской.
Глория Стайнем |
― Но ведь не только борьба за равенство мужчин и женщин привела к феминизации журналистики?
― Вы правы. Помимо борьбы за права женщин, явление феминизации было связано с развитием самой профессии, появлением новых технологий и журналистских жанров. Так, появляются фотожурналистика, репортажи с места событий, и женщины справляются с этим ничуть не хуже мужчин. Например, американка Маргарет Брук-Уайт стала первой в США женщиной ― военным журналистом и первой женщиной, которой разрешили работать на фронте в годы Второй мировой войны. Она была единственным иностранным фотографом, присутствовавшим в Москве в 1941 году во время нападения Германии на СССР.
― Маргарет Брук-Уайт стала примером для многих. Какие, по-вашему, ещё примеры заслуживают внимания?
― Их неизмеримо много. Например, Ориана Фаллачи, родом из Флоренции, носила звание «журналиста, которому никто в мире не может отказать». Она была блестящим интервьюером; в течение девяти лет, в шестидесятые-семидесятые годы ХХ века, освещала войну во Вьетнаме, участвовала в антифашистских движениях, боролась за свободу и справедливость.
Также вспомним нашу отечественную журналистку Анну Политковскую. Она в 1990-е годы освещала военные действия в Чечне, отстаивала права обездоленных людей. Ещё одна российская журналистка Анастасия Бабурова писала о неонацистах, скинхедах и тому подобном. Их деятельность и деятельность многих других выдающихся журналисток достойна уважения и является образцовой для всех журналистов, независимо от гендерной принадлежности.
Анна Политковская |
― Да, представительницы некогда слабого пола добились равноправия. Они занимаются журналистикой наравне с мужчинами. Профессия за последнее столетие приобрела новое лицо. Женское. А какое соотношение мужчин и женщин в профессии наблюдается на сегодняшний день?
― По данным Международной федерации журналистов, женщины составляют более трети работающих журналистов в мире. В России же доля женщин-журналисток составляет около 75%. Руководящие должности делятся между мужчинами и женщинами-журналистами примерно поровну: 53% и 47% соответственно.
― А что касается работы в горячих точках?
― По моему мнению, женщинам-корреспондентам так же легко или так же сложно, как и их коллегам противоположного пола. Например, Маргарита Симоньян, главный редактор телеканала Russia Today, в 2004 году освещала события в Беслане, в 2008 году ― в Южной Осетии, в 2014 ― в Крыму. Анастасия Попова, корреспондент ВГТРК, получила известность благодаря репортажам из воюющей Сирии. Примеров много.
Анастасия Попова |
В XXI веке гендерное неравенство в журналистике присуще только странам Азии, Африки. Там сохраняется дискриминация по половому признаку. В развитых странах, где уже укрепилось равноправие полов, журналистов оценивают по уровню профессиональной подготовки. И хочется отметить, что зачастую женщины занимают здесь лидирующие позиции, а журналистика приобретает всё более явственное женское лицо.
Беседовала Алёна Ситникова