Сто лет назад родилась выдающаяся женщина-истребитель Второй мировой войны

В августе 1943 года в воздушном бою над рекой Миус в Луганской области загорелся и рухнул на землю советский истребитель Як-1. Пилот погиб, но свидетелей не было, и летчика записали в «пропавшие без вести». Могилу и останки того пилота нашли лишь спустя четверть века. Так из «пропавшего без вести» он стал «погибшим, выполняя боевое задание». Точнее — стала. Это была лейтенант Лидия Литвяк, совершившая 168 боевых вылетов, одержав 16 побед самостоятельно и в группе (сбивала Ме-109 и FW-190, Ю-87 и Ю-88, аэростат).
 Лидия Литвяк

В историю Герой Советского Союза Лидия Литвяк вошла как самая результативная летчик-истребитель Второй мировой войны, сообщает интернет-издание «Родина».

Москвичка Лидия Литвяк в 15 лет уже пилотировала У-2, и матчасть «яков» для нее было освоить не сложнее, чем для пилотов-мужчин. Однако 75 лет назад летчику нужно было еще иметь и хорошо накачанные бицепсы. Истребитель 1940-х — это механическое управление. Советские фронтовые пилоты вспоминают: в воздушном бою порой обеими руками они держали ручку — силы одной руки не хватало.

Надо было выдерживать многократные перегрузки. А еще вылет и воздушный бой — это огромная нагрузка не только на организм, но и на психику, особенно если в день несколько вылетов.

Кроме того, ни самолеты, ни летное снаряжение, ни инфраструктура аэродромов не были приспособлены для женщин.

Тем не менее в воздухе в зоне боевых действий находились сотни женщин: американок, британок. У румын была женская санитарная авиагруппа. Однако отмечается, что только русские женщины вели воздушные бои и наносили удары по немецким позициям, в то время как большинство воюющих стран использовали женщин-пилотов только для того, чтобы освободить летчиков-мужчин от перегона самолетов с заводов на авиабазы. А в СССР создали три боевых авиаполка: истребительный на Як-1 (оттуда и Лидия Литвяк), бомбардировочный на Пе-2 и легендарные «ночные ведьмы» на У-2.

Но из сотен летчиц Лидия Литвяк стала номером один. Она не выводила формул побед и не оставила после себя школ. Рвалась в бой, не давая себе передышки даже на то, чтобы психологически справиться с горем после потери близких людей. В мае 1943 г. погиб ее муж, Герой Советского Союза Алексей Соломатин. 19 июля не вернулась с боевого вылета близкая подруга — Катя Буданова.

Лидия Литвяк погибла 1 августа 1943 года, не дожив 18 дней до 22-го дня рождения. 

 
 Осень 1942 г., слева направо: Лидия Литвяк, Екатерина Буданова и Мария Кузнецова. Из троих День Победы встретила только Мария 

Женщины-летчицы. Мировой опыт

Немцы традиционно послали своих женщин на три К — киндер, кюхе, кирхе (дети, кухня, церковь). Многие слушались, но некоторые всё равно пробивались на фронт. До воздушных боев их не допустили, но они немало сделали во славу Третьего рейха. Ханна Райч испытывала крылатые ракеты, вертолеты и реактивные истребители. Узе Беате пробилась в люфтваффе — перегоняла пикировщики Ю-87 и «мессеры» с заводов на фронт. Она дослужилась до звания гауптмана (капитана), пилотировала последний самолет, вылетевший из осажденного Берлина в апреле 1945 г.

А Мелитта Шенк, графиня фон Штауффенберг, испытывала прицелы для бомбардировщиков, считалась лучшим экспертом по атакам с пикирования. В люфтваффе ее не брали из-за отца-еврея, но за особые заслуги графине выдали удостоверение «чистокровной арийки». В исключительных случаях такое в нацистской Германии практиковалось. Ее не раз пытались сбить английские и американские истребители, но каждый раз шустрой графине удавалось уйти. В 1943 г. она получила Железный крест. В 1944-м ее «разжаловали» из графинь: родственник участвовал в покушении на Гитлера. Всех Штауффенбергов либо казнили, либо отправили в концлагеря. Мелитту тоже посадили, но вскоре выпустили: она «ставила на крыло» реактивный истребитель Ме-262. В апреле 1945 г. экс-графиню сбил истребитель ВВС США: пулями перебило ноги и голову. Ей было 42 года, она была старше, чем большинство асов той войны, которые редко доживали до 25-27 лет.

Подразделения женщин-пилотов создали в США и в Великобритании. Причем в британскую Air Transport Auxiliary брали летчиц из США, Польши, Канады, Чили и др. Они представляли все слои общества: летали светская львица, лыжный инструктор, актриса, математик и даже балерина. В 2018 году скончалась последняя из них — Мэри Эллис. Ей шел 101-й год. За войну она перегнала 1100 машин, в основном истребители «Спитфайр». После войны летала на реактивных истребителях.

 
Памятник Лидии Литвяк в городе Красный Луч (Луганская область Украины) 

В США попросились летать 25 тысяч женщин, включая одну негритянку. Смогли пробиться также индейская женщина, по две мексиканки и две китаянки, включая Хейзел Ин Ли. Но свыше 99% американских летчиц — белые.

Хейзел Ин Ли пыталась поступить в ВВС Китая, где ей отказали. Позже она летала в США. Как-то ее самолет пошел на вынужденную в штате Канзас, и Ли преследовали фермеры, решившие, что она — японка. Ли погибла, перегоняя на Аляску «Кингкобру», которая предназначалась для СССР.

Летчицы служили не только в женских полках ВВС. Были женские экипажи штурмовиков Ил-2, включая штурмовик с семейным экипажем: летчик Петр Ликаренко и стрелок-радист Леля Богузокова.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале