В Ленобласти откроют свой аналог Царскосельского лицея
Фото: Пресс-служба администрации Ленинградской области |
Под Петербургом откроют Региональный центр выявления и поддержки одарённых детей. Как рассказал на областном педагогическом совете губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко, это учебное заведение будет подобно легендарному Царскосельскому лицею, сообщает «Российская газета».
Для реализации масштабного проекта совместно с Санкт-Петербургским государственным университетом глава региона подписал соглашение о сотрудничестве с образовательным фондом «Талант и успех».
Идея заключается в том, чтобы собрать талантливых детей под одной крышей, чтобы они жили и учились вместе в атмосфере здоровой конкуренции и «лицейского братства». Помещение предоставит СПбГУ — предположительно, в Петродворце. Ребят будут отбирать по направлениям — прикладному, художественному, гуманитарному.
Обучение воспитанников центра будет идти в разных сферах, в зависимости от их интересов и способностей. «Это будут и прикладные предметы — математика, физика, и художественные направления — рисование, лепка и так далее, это будет и иное гуманитарное направление, к примеру, география, литература», — сказал губернатор.
«Самое главное — эти дети будут развивать именно те таланты, которые у них уже есть», — подчеркнул Александр Дрозденко.
Петродворец в Спнкт-Петербурге. Фото: Review-planet.ru |
«Естественно, что выходные дни они будут проводить дома, хотя субботу мы хотим сделать экскурсионным днем, чтобы ребята выезжали в лучшие учебные заведения Петербурга и Ленобласти, там перенимали практику, посещали лекции, ходили в музеи. Мы понимаем, что это не дешёвое удовольствие, но на то и существует государство, чтобы за счёт местных бюджетов поддерживать талантливых детей», — добавил он.
Текущий год обозначен как подготовительный, а ремонтно-восстановительные работы в будущем здании Регионального центра начнутся уже в 2018 году.
Кроме того, правительство Ленобласти продлило соглашение с издательством «Просвещение» — давним партнёром региона, помогающим области сохранять лидирующие позиции в СЗФО. «Недаром 87,7% жителей согласно опросу удовлетворены уровнем образования — это один из самых высоких показателей в стране», — заметил Дрозденко.
О планах на новый учебный год
«Почти шесть миллиардов рублей мы направили на подготовку учебных заведений всех уровней, и сейчас у нас практически стопроцентная готовность. Кроме того, нам нужно реализовать программу реновации старых школ — 12 будут подготовлены к учебному году, ещё четыре в процессе. Шесть школ находятся в стадии строительства либо реконструкции. И, конечно, мы должны выполнить программу по созданию почти шести тысяч новых учебных мест и почти трёх тысяч мест для дошколят», — отметил глава Ленобласти.
Он добавил: «При этом главная наша задача — поддержка высокого уровня образования. Естественно, мы рассчитываем сохранить один из лучших показателей по стране в сфере трудоустройства выпускников — 99,7%. Надеемся, что через три-четыре года мы станем первым регионом, где все школы будут работать в одну смену. Мы также сохраним программу поддержки детей-инвалидов — 40% из них сегодня обучаются дистанционно».
Дрозденко отметил, что Ленобласть ежегодно тратит 35 миллиардов рублей на образование, что практически четверть регионального бюджета.
Ленинградская область признана одним из лидеров по внедрению инноваций в сфере образования. В регионе работают 829 учебных заведений. Уровень трудоустройства выпускников в Ленинградской области составляет 99,7%.
Опыт Царскосельского лицея
Императорский Царскосельский лицей — привилегированное высшее учебное заведение для детей дворян в Российской империи, действовавшее в Царском Селе с 1811 по 1843 гг. В русской истории известно, в первую очередь, как школа, воспитавшая А. С. Пушкина и воспетая им.
Лицей был основан по указу императора Александра I, подписанному в августе 1810 года. Он предназначался для обучения дворянских детей. По первоначальному плану в Лицее должны были воспитываться также и младшие братья Александра I — Николай и Михаил.
Лицей на рисунке XIX века |
Общее наступление реакции перед войной 1812 года, выразившееся, в частности, в падении М.М. Сперанского, привело к тому, что первоначальные планы были отброшены. Программа была разработана Сперанским и ориентирована в первую очередь на подготовку государственных просвещённых чиновников высших рангов.
В лицей принимали детей 10-14 лет, приём осуществлялся каждые три года. Лицей был открыт в октябре 1811 года. Этот день впоследствии отмечался выпускниками как «День лицея» — выпускники собирались в этот день на «лицейский обед». Первоначально лицей находился в ведении Министерства народного просвещения, в 1822 году подчинён военному ведомству.
Продолжительность обучения первоначально составляла шесть лет (два трёхгодичных курса, с 1836 года — четыре класса по полтора года). За это время изучали нравственные дисциплины (Закон Божий, этика, логика, правоведение, политическая экономия), словесные (российская, латинская, французская, немецкая словесность и языки, риторика), исторические (российская и всеобщая история, физическая география), физические и математические (математика, начала физики и космографии, математическая география, статистика), изящные искусства и гимнастические упражнения (чистописание, рисование, танцы, фехтование, верховая езда, плавание).
Учебный план лицея неоднократно изменялся, сохраняя при этом гуманитарно-юридическую направленность. Лицейское образование приравнивалось к университетскому, выпускники получали гражданские чины 14-го — 9-го классов. Для желавших поступить на военную службу проводилось дополнительное военное обучение, в этом случае выпускники получали права окончивших Пажеский корпус. В 1814-1829 гг. при лицее действовал Благородный пансион.
Отличительной чертой Царскосельского лицея был запрет телесных наказаний воспитанников, закреплённый в лицейском уставе.
Учебное заведение размещалось в здании дворцового флигеля Екатерининского дворца.
29 мая 1918 года постановлением Совета Народных Комиссаров лицей был закрыт. Освободившееся здание занял Пролетарский политехникум. В 1925 году многие бывшие воспитанники лицея были репрессированы.