1814. Друзья мои...
Как и надо было думать, 1814 - это не просто год, в котором происходит действие картины, но и возраст мальчишек лицеистов, будущих знаменитых выпускников Царскосельского лицея. Самому младшему из них - Ивану Пущину - 14 лет, старшему - Вильгельму Кюхельбекеру - 18. Мальчики из привилегированных семей пожинают плоды завершившейся Отечественной войны в виде дозволенного вольнодумия. Александр I, как известно, в первые годы своего правления отличался либерализмом, да и после войны 1812 года крамольные идеи свободнее стали проникать в Российские земли. Поэтому юноши, обязанные обучением в этом престижнейшем заведении своим родителям, часто так неосторожно шутят с царским цербером - Аракчеевым, поправляя его: «Не надежды юношей питают, а науки юношей питают...» Далее следует чтение Оды Ломоносова по голосам с указанием авторства. Карикатура на его Императорское величество, которую по доброте душевной или просто из страха сжигает первый директор лицея Малиновский. А вот Вольтера и Руссо у детей почему-то изымают, несмотря на дружбу покойной Екатерины II с автором «Кандида». Но особенно за непослушание резвых мальчишек никто не ругает. А среди них Дельвиг, Пущин, Пушкин, Кюхельбекер, Горчаков, Данзас. Благородным юношам дозволяется даже спать на занятиях, кричать на поваров в столовой и швырять в лицо гречку. Интересно, это домыслы создателей или действительная атмосфера лицея.
Искушенному зрителю будет интересно смотреть этот фильм, потому что занятно сопоставлять события, происходящие на экране, с историей. Неискушенному - потому что в сюжетную линию картины вплетено не только взросление будущих поэтов, но и детективная история в духе кровавых триллеров. И это не вымыслы ушлых продюсеров и сценаристов, детективная интрига действительно существовала в реальности. Правда, лицеисты не имели к ней отношения. Но разве это важно? Здесь же они напрямую помогают следствию. Начиная с того, что юный Пущин бежит на свидание к девке Настасье и обнаруживает ее привязанной у дерева с перерезанным горлом. Шокирующая натуралистичность. Этот сюжетный ход фильма не очень сочетается с основным. И наличие «кровищи» можно объяснить лишь некой авторской неуверенностью в себе: магнетизм, которым заряжены детективные тайны, внезапные смерти, безусловно гарантирует внимание зрителя. Но неужели данная история в этом действительно нуждалась?
Характеры и образы некоторых героев были «сверены с текстом». Пухленький Дельвиг (Александр Быковский), сочиняющий первые стихи, которые публикуют в «Вестнике Европы», о котором Пушкин потом скажет: «И ты пришел, сын лени вдохновенный/О Дельвиг мой: твой голос пробудил/Сердечный жар, так долго усыпленный». А будущий дипломат Горчаков (Степан Балакшин): «Ты, Горчаков, счастливец с первых дней/Хвала тебе? фортуны блеск холодный», в котором благородство и холодность подчеркнуты сжатыми губами актера. И страстный Кюхельбекер (Иван Мартынов) в лице молодого астеничного блондина встретился с Пушкиным на дуэли: «Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было/Мой брат родной по музе, по судьбам?»
Но больше всего зрителю, конечно, будет интересно, как здесь показан юный Пушкин (Стас Белозеров). Да, он страстный, молодой повеса, отличающийся ловкостью в боях на саблях, и даже обладает кудрявой шевелюрой, но уж очень мало он похож на поэта. Ведь по фильму ему 15, а первые свои стихи он начал писать раньше. По фильму Александр Сергеевич воспринимается как юный кутилка и пьяница, довольно остроумный, но очень сложно представить его с пером в руках, сочиняющего проникновенные строки про розу. За этим странным занятием его и застают лицейские друзья. Он так смущен, что буквально давится своими стихами. Но это спорный момент, возможно, истинные поэты не маниакально-депрессивные бледные юноши, а здоровые и резвые остряки.
О художественной ценности фильма на данном этапе говорить не приходится. Это создание коммерческое. Здесь хороши лицейские мундиры и позолота царского дворца, но уж слишком все как-то просто. Пространство ограниченно, можно сказать, что глаз даже устает от однообразных планов. Но есть отдельные моменты, как фотографии: нога юноши, стоящего на книгах, перо в руке, военные игры на воздухе...
Интересно, что режиссер фильма эстонец Андрес Пуустусмаа. Помогают ему в воссоздании этой страницы русской истории сценарист Дмитрий Миропольский и продюсер Сергей Мелькумов. Можно порадоваться за отечественный кинематограф. «1814» - возвращение к давно забытой, но актуальной теме взросления человека, плюс ко всему в контексте нашей истории. И актеры все молодые, неизвестные, еще студенты театральных вузов, что не может не радовать. Устали зрители от Бондарчука (который и здесь мелькает) и Хабенского. Как устали от однотипных боевиков и триллеров. А «1814» хоть и детектив, но на исторической основе, может, школьники узнают, чем были знамениты Дельвиг и Горчаков. Может быть, и фильмов таких станет больше. И количество перейдет в качество. Попробуем пофантазировать вместе с юными поэтами и будущими декабристами.
Фотографии с сайта http://www.ilovecinema.ru