Никто не проигрывает, когда идет в волонтеры
Фото: Сергей Веретенников |
Не прошло и минуты после нашего прихода, как к стулу напротив меня подошла девочка лет девяти, осторожно ко мне присматриваясь. Из всех присутствующих на вечере детей она была единственной, чья голова не была замотана плотным бинтовым слоем: операцию ей еще не сделали.
«Садись, мы сейчас вот эту книжку с тобой полистаем», — пригласил я, взяв первое, что было под рукой — книгу с рисунками животных и инструкциями, как слепить их фигуры из пластилина. Вика начала внимательно рассматривать рисунки, быстро перелистывая страницы.
«Собаку не хочу-у, черепаху то-оже, — уверенно проговаривала она, — вот, заяц!».
Мы уже решили лепить зайца, как вдруг обнаружили, что белого пластилина оставалось совсем немного.
«Не беда, будет синим!», — воскликнула Вика с такой решительностью, что у меня и мысли не возникло ее переубеждать. Мы слепили голову с длинными и не совсем симметричными ушами, когда к нам присоединились стеснительный мальчик Женя со своей мамой. Глаза его как будто нарочно избегали моих, каждое движение говорило о робости.
Дети с заболеваниями головного мозга, опухолями (добро- и злокачественными), ДЦП и другими нарушениями вынуждены месяцами жить в Центре нейрохирургии. Отсюда и стеснение. Но они нуждаются не только в лечении, но, в первую очередь, во внимании.
Фото: Сергей Веретенников |
Мы с Женей несколько раз встретились взглядами и, кажется, поняли друг друга. Его мама обладала той необходимой энергией, которая не позволила бы нам долго молчать.
«Та-ак, а чем вы занимаетесь?» — спросила она в тот же момент, как подошла к столу.
Я уступил место мальчику, и он неуверенно приступил к лепке синего заячьего туловища. Было видно, как вместе со страхом сделать что-то не так, он оживился и был рад нашей внезапно возникшей компании и доверенной ему задаче. Изредка взглядывая на получавшуюся фигуру зайца, он кротко и искренно улыбался.
Волонтеры-даниловцы приходят в больницы не абстрактно «спасать мир», а вполне конкретно — помогать тем, кому это нужно здесь и сейчас. Здесь и сейчас отвлечь от болезни. Здесь и сейчас отвести внимание от потери, от того, что жизнь проходит мимо, что твои сверстники носятся во дворе, а ты — узник больничных стен. Здесь и сейчас нужен человек из внешнего мира, который выслушает и поддержит.
На другом конце стола волонтер Оля с нескрываемым удивлением разговаривает с Максимом, мальчиком лет десяти-двенадцати, называя его «профессором». И действительно, Максим так убедительно рассказывал о космосе, черных дырах и скорости света, что не возникало и мысли о том, что его слова могут быть ошибочны.
Тем временем недалеко от нас освободились места для настольного футбола. Поскольку мы уже смастерили цветного пластилинового зайца и немного скучали, Вика ловким и быстрым движением бросилась занимать места. О своем желании поиграть в настольный футбол она заявляла уже не раз.
«Пойдешь с нами?» — спрашиваю Женю. Он утвердительно кивает и, избегая моих глаз, поспешно пытается уцепиться взглядом за какой-нибудь окружающий предмет.
«Хорошо играешь?» — интересуюсь у Вики.
«Часто проигрываю, но сейчас я все исправлю!» — бойко отвечает она.
Фото: Сергей Веретенников |
Женя лишь робко поглядывает на уверенную в себе Вику и ждет начала. Не прошло и трех минут, а Вика уже выигрывала с большим преимуществом. Женя все больше расстраивался, но, как мне показалось, даже не думал сдаваться или прекращать игру первым. Разница в счете неизменно росла, и я решил помочь ему.
Сначала я был убежден, что придется поддаваться, однако та быстрота и цепкость, с какими Вика реагировала на каждое движение пластмассовой фигурки футболиста нашей команды, убедила меня в моей опрометчивости. Игра закончилась уверенной победой Вики.
Время посещений подошло к концу. Дети с родителями начинали постепенно покидать комнату, а мы — собирать стулья, столы, канцелярские товары и возвращать их на свои места в отделение. Когда я отнес последний стол и уже направлялся к выходу, навстречу мне вышли Женя и его мама.
Я протянул Жене руку и попрощался, желая удачи. «До свидания!», — громко проговорил он, улыбнувшись и взглянув мне в глаза.
Стать волонтером и помочь Добровольческому движению «Даниловцы» может каждый, имеющий хотя бы искру желания делать добро и менять окружающий мир в лучшую сторону.
Вы также можете присоединиться к учебным курсам для волонтеров в Школе социального волонтерства Добровольческого движения «Даниловцы». Школа социального волонтерства — это регулярные семинары, лекции, тренинги и мастер-классы, направленные на обучение волонтеров, повышение их квалификации, подготовку координаторов и руководителей волонтерских групп и сообществ. Задачи Школы — стимулировать обмен опытом между волонтерскими организациями, обучить сотрудников и волонтеров НКО полезным организационным навыкам. Основная форма работы в рамках проекта — тренинги, семинары, авторские встречи, круглые столы.