Зилову не до слов: «Утиная охота» на сцене театра неслышащих
Фото: Nedoslov.ru |
На втором этаже здания Российской государственной специализированной академии искусств (РГСАИ) в Резервном переулке начинают собираться зрители. Мест в зрительном зале не так много, но всех пришедших стараются рассадить — здесь рады каждому посетителю.
В коридоре много молодежи, общающейся на жестовом языке. Все ребята неслышащие или слабослышащие, по разным причинам потерявшие слух еще в детском возрасте. Кроме них, на спектакль пришли и «обычные» люди, привлечённые необычной постановкой.
«Недослов» — театр неслышащих актёров. На сцене они не говорят, их озвучивает профессиональный диктор, что поначалу воспринимается непривычно, но очень скоро к этому привыкаешь. В определенный момент ловишь себя на мысли, что артисты воспринимаются как говорящие: жестовому языку присуща определенная красота, так что он не мешает постановке, а наоборот, обогащает её, делает более интересной и драматичной.
Пьеса Александра Вампилова «Утиная охота» — одна из самых интересных и сложных русских драм в XX веке, которую играют далеко не в каждом театре. Её интерпретацию можно было бы назвать модернистской, если бы не столь необычные обстоятельства. Музыка группы «АукцЫон», естественный шум, редкие голосовые эмоциональные выкрики актеров и тишина, на фоне которой происходит действие, действуют на зрителя завораживающе. Не дают ему расслабиться и артисты, удерживая напряжение и внимание превосходной игрой.
«Глубокая» сцена. Спереди койка Зилова, чуть дальше — декорации и реквизит, которые актеры меняют самостоятельно, в зависимости от места действия, прописанного в пьесе, под ритмичную музыку с плавными движениями.
Фото: Nedoslov.ru |
С первых же минут, когда просыпается главный герой, невозможно не вспомнить еще одного знаменитого Зилова — Олега Даля (к/ф «Отпуск в сентябре», 1979). Движения, мимика, взгляд — точь-в-точь Даль! Впрочем, постановщиков нельзя обвинить в слепом подражании — знаменитый артист угадывается только первые минут пять, дальше перед зрителем раскрывается актёр «Недослова» Олег Селянинов.
Зилов — большая и эмоционально очень сложная роль, с которой артист справляется достойно. В его исполнении главный герой, совершающий весьма неприглядные поступки, вместе с тем предстает харизматичным и обаятельным. Выражаясь словами одной из героинь пьесы, «Алик из Аликов!».
Еще одну непростую героиню — Галю (жену Зилова) — играет Анастасия Несчастнова. В характере персонажа важна хрупкость, а в её поведении — не сразу различимое изящество. Эти качества актриса воплощает с успехом.
Остальные действующие лица тоже не отходят на второй план — скорее наоборот, они помогают, дополнить и раскрыть главных героев. Да и нет в «Утиной охоте» второстепенных персонажей, хотя на первый взгляд кажется, что важен здесь только Зилов. В постановке Юлии Авшаровой каждый герой на своем месте, всё продумано, так что два с половиной часа пролетают словно 30 минут.
Фото: Nedoslov.ru |
Многие не решаются идти в театр, где играют неслышащие актёры, и зря. Они ровно такие же, как и все остальные, только с небольшими особенностями. Главное — преодолеть страх непонимания, и тогда получишь колоссальное удовольствие.
В 2003 году состоялся выпуск театрального факультета Государственного специализированного института искусств (сейчас — РГСАИ) с дипломным спектаклем по притче Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Это был эксперимент: пластический спектакль без единого слова, с музыкой, танцем и жестовыми образами, которые понятны всем без исключения. Студенты-выпускники и постановщики спектакля решили продлить жизнь спектакля. Он обрел своего зрителя, с успехом шел на сцене РГСАИ, принимал участие в российских и зарубежных фестивалях. Тогда и возник театральный проект неслышащих актеров «Недослов», регулярно участвующий в различных фестивалях и гастрольных турах. В этом году театр получил президентский грант на постановку спектакля «Здесь птицы не поют».