Сергей Шапошников: Бизнес-компании хотят услышать новые идеи от молодежи
Сергей Вячеславович Шапошников — кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента Высшей школы бизнеса Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Окончил экономический факультет Санкт-Петербургского государственного университета и аспирантуру. Стажировался в Организаци Объединенных Наций, работал в Японии. Занимался исследованиями в области мировой и азиатской экономиках, проводил тренинги для представителей развивающихся стран.
― Сергей Вячеславович, как началась ваша научная и преподавательская карьера?
― Я окончил экономический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, там же окончил аспирантуру. Поскольку всегда интересовался азиатскими странами, смог получить стипендию на обучение в Хиросиме. Во время учебы попал на стажировку в Организацию Объединенных Наций, и после окончания японского университета шесть лет проработал на ООН в Хиросиме. Занимался в основном исследованиями в области мировой и азиатской экономиках, проводил тренинги для представителей развивающихся стран.
― Как вы попали в бизнес?
― Так как я экономист по образованию и основная моя сфера ― международная экономика, то всегда тянуло туда. Так получилось, что во время работы в ООН один из моих университетских товарищей предложил начать бизнес в Азии. Я покинул Организацию Объединенных Наций, и мы с ним занялись своим делом. Создали фирму в Хиросиме, специализировавшуюся на логистических, страховых, консалтинговых услугах для российских, европейских и азиатских компаний, которые хотели бы вести деятельность либо в Японии, либо в России. Потом наступил 2008 год, мировой кризис, и бизнес закрылся.
После этого я пошел работать уже в настоящую японскую компанию. Интересный опыт был, ведь устроиться туда очень сложно. Мы хорошо знаем, что такое японский бизнес, что японцы чутко относятся к иерархии, к иностранцам. Но на практике ничего такого сложного не было: мне сразу удалось влиться в коллектив, общение и работа строились на принципах доверия и уважения. После года работы я понял, что знаю уже достаточно много о японском бизнесе, экономике, и десяти лет для жизни в иностранном государстве достаточно ― надо чем-то поделиться и с российской молодежью.
― Профессор Московской международной высшей школы бизнеса «МИРБИС» Александр Сергеев говорит, что наша система образования «серьёзно проигрывает американской, ещё больше проигрывает китайской с точки зрения формирования определенных личностных качеств, которые необходимы для современного бизнеса». Вы с этим согласны?
― Сложно сказать, потому что Высшая школа бизнеса МГУ была построена по лучшим мировым образцам ― у нас такой проблемы нет. Мы в тренде и знаем, что происходит на мировом уровне, всегда следим за последними тенденциями, воспринимаем новое. Но я понимаю, о чем говорит профессор МИРБИСа. Российская специфика ― бизнес-образование, построенное на лекционном формате: преподаватель что-то рассказал и ушел, не ответив на вопросы студентов. Это не формирует личностных качеств, не развивает навыков общения, коммуникации, моральных принципов ― всего, что очень важно для бизнесмена. Каким выходит человек из школы бизнеса, у нас никто не задумывается.
Фото: Mgubs.ru |
А мировая практика говорит, что в процессе обучения нужно беседовать с аудиторией, формировать определенные модели поведения, учить корпоративной социальной ответственности, пониманию глобальных проблем ― нужно выпускать достойных людей, а не просто знающих. Бизнес есть бизнес, там важна не только теория. Человек должен иметь требования к себе, к партнерам, обладать высокими личностными характеристиками. В этом смысле в нашей школе ― политика свободного общения, open door policy, как мы её называем. Двери всегда открыты: заходи ― поговорим, обсудим, посоветуем.
― Как в МГУ готовят бизнес-специалистов нового формата? Предоставляется ли студентам практика от факультета?
― Да, у нас на факультете очень много стажировок. Есть обязательная бизнес-практика для студентов, также есть так называемая осенняя и весенняя школы бизнеса: компании приходят со своими проектами и просят ребят провести для них исследования. Мы формируем команды, причем часто международные с партнерскими вузами ― европейскими и азиатскими. Студенты работают в таких командах два-три месяца, а потом представляют презентацию. Бывает, что иностранные преподаватели не могут приехать, поэтому проводят видеоконференцию по Skype. Ребята докладывают свои результаты, компании дают обратную связь. Проекты, конечно, принимаются к сведению, потому что это не только презентация, но и серьезный документ, руководство к действию.
Компании очень хотят услышать новые идеи от молодежи. Сами они могут чего-то не видеть, чего-то не знать, не замечать. Поэтому, конечно, мы вовлекаем студентов в практику, чтобы они учились на таких вот «подопытных мышках». Мы берем компанию, изучаем её, раскладываем все проблемы, выясняем, что нужно решать, как это сделать. Студенты тренируются и развивают навыки общения, ответственность, тайм-менеджмент. Бывает, им не хватает знаний ― они читают книги, статьи либо подходят ко мне, вместе садимся и думаем. Что же касается международного общения, то они всегда в восторге от этого. Говорят: мы не знали, что так тяжело бывает общаться с иностранцами, совместно работать, достигать цели. И в то же время это очень интересно, так как у нас разные подходы, разные менталитеты, разные культуры. Общаясь в международных командах, студенты понимают, что надо адаптироваться, подстраиваться, менять свое поведение, чтобы достичь общего результата.
― С представителями каких стран вы сотрудничаете?
― Если говорить о весенней школе, то это хорваты, французы, голландцы, немцы, а из азиатских стран ― японцы, китайцы, корейцы, филиппинцы. США присоединяются, если у них есть студенты. Что интересно, Таджикистан тоже участвует, потому что у них есть студенты, которые учатся в японских вузах, они всегда хотят общаться с нашими ребятами и просят преподавателей включать их в команды. Японцы, таджики, американцы, филиппинцы, вьетнамцы, китайцы, наши студенты ― все работают вместе, все общаются, и в итоге получаются интересные результаты.
― Назовите, пожалуйста, пару самых интересных студенческих проектов, с которыми вы сталкивались.
― Если о последних говорить, недавно были защиты двух компаний. Одна ― производитель так называемых замороженных цветов (это стабилизированные цветы, которые не вянут). У японцев есть технология, и эта компания хочет продавать цветы в России. Ребята работали в течение двух месяцев, пытались найти выход на российский рынок. Следующий этап ― уже реальное появление на рынке: в марте 2018 года планируется начать подготовку практических шагов для реализации проекта.
И вторая компания ― «Аванта», она занимается электронной коммерцией. Эта японская фирма хочет продавать в России бытовую технику, канцтовары. Они предлагают продукты, которых у нас пока нет, и этой уникальностью хотят привлечь клиентов. Наши ребята работали в командах, было очень интересно. Двоих студентов даже взяли на практику и, наверно, будут платить, когда начнется реальная работа. Может быть, потом возьмут и в штат.
― На сайте ВШБ есть информация о разных волонтерских программах. В чем их суть, какую цель они преследуют?
― В этой программе есть и мой проект «Зеленое наследие Хиросимы», мы его начали в 2016 году. Проект инициировали коллеги из ООН с тем, чтобы распространять по всему миру семена деревьев, которые пережили атомную бомбардировку. Сейчас в нем участвуют около 30 стран. Наши студенты написали туда, мы получили семена и теперь сотрудничаем с Ботаническим садом МГУ ― там уже подросли саженцы. В этом году, если все будет хорошо, высадим эти саженцы в Ботаническом саду, у себя в ВШБ и в усадьбе Остафьево. Подобная программа формирует у студентов социальную ответственность, осведомленность о глобальных проблемах.
Нужно, чтобы люди развивались со всех сторон. У нас они находят не только знания, но и поддержку со стороны преподавателей и администрации. Я иногда говорю: ребята, жалко, что я не учусь в ВШБ. Иногда хочется попасть сюда в качестве студента, потому что возможности открываются колоссальнейшие. Роль преподавателя ― не просто прочитать лекцию и уйти, а быть причастным к становлению личности, достойного члена общества.
― По вашему мнению, нужно ли совмещать образование с работой?
― Я всегда говорю одно и то же: бакалавриат окончите ― потом делайте что хотите. Нельзя уходить в бизнес до конца бакалавриата. Тут столько всего! Если вы отвлечетесь, уйдете, то потом отстанете ― и все, скатитесь на тройки, если не отчислят. Слава Богу, у нас в школе есть возможность для практики: проекты, мастер-классы, обсуждения. Пожалуйста, берите компанию, изучайте ― вы делаете то же самое, что и обычные сотрудники, но если ошибетесь, вас никто ругать не будет.
Магистратура ― дело другое. Там люди уже взрослые, и формат обучения другой, вечерний, поэтому есть возможность совмещать учёбу с работой. Да и то: общаешься с магистрантами, они говорят ― как же тяжело! Я отвечаю: вы сами выбрали такой образ жизни. Нужно и работать, и учиться, и там, и здесь успевать.
― Какими вы видите людей, которые будут создавать новую экономику России? В чем сегодня проблема подготовки кадров в нашей стране?
― Это должны быть люди с очень серьезной подготовкой, очень образованные, с широким кругозором не только в технических аспектах. Они должны смотреть на 360 градусов, понимать, как устроен современный мир, современная экономика. Человеческие качества, конечно же, должны быть на высоком уровне, потому что мы не ограничиваемся одной страной, одним городом, а мыслим в рамках глобального мира, global village. Люди должны хорошо понимать международную составляющую, кросскультурные особенности и должны быть жадным до знаний, интересоваться новым, отслеживать, что где происходит. Любопытство, серьезная профессиональная подготовка, высокие человеческие качества, кругозор и осведомленность в мировой экономике, умение выстраивать отношения с представителями разных стран и культур ― это, мне кажется, самое важное.
Беседовала Ксения Вирченко