Преподаватель Кембриджа рассказала, как учатся в одном из лучших университетов Великобритании
Фото: Mel.fm |
Два с половиной года назад Ольга Зевелёва поступила в Кембридж на PhD по социологии. Пришлось привыкать к новым условиям: ужинать с коллегами в чёрных мантиях, терпеть отсутствие отопления и посылать открытки с благодарностью, написанные от руки, по поводу и без повода.
Но самым странным опытом для неё оказалось преподавание социологии. Обучение в США, Германии и России ничем ей не помогло — пришлось менять своё представление о том, что такое образование и чему нужно учить студентов, сообщает Мел.fm.
Кембриджский бакалавриат: 6 лекций, 6 семинаров, 6 эссе
В Великобритании бакалавриат длится три года вместо привычных для российской системы четырёх лет. Кембриджский учебный год делится на три триместра, каждый длится по восемь недель. Лекции и семинары проводят в течение первых двух триместров, третий полностью отводится сессии. Получается, что за всё обучение в кембриджском бакалавриате студенты проходят примерно 12 курсов и сдают 10-12 экзаменов.
Студенты в России много часов проводят в аудиториях. В кембриджской системе основная учёба проходит за пределами учебных корпусов. Студенты читают литературу по программе и пишут эссе, а потом их обсуждают на семинарах.
В этом году Ольга вела семинары для второкурсников факультета социологии и увидела, как студенты изучают социальные науки с помощью письма. То есть они учат не темы, не предметы, не теории, а учатся писать. Всё, что студенты слышат на лекциях и читают в книгах, конвертируется в тексты с тезисами.
Одна из 126 библиотек в Кембридже. Фото: Mel.fm |
Студенты берут на выбор четыре курса в год и в рамках каждого изучают интересные им темы. Курс тут называют «paper», состоит он из 12 тем. Ольга вела paper «Глобальные социальные трансформации», а темами в курсе были «Бедность и неравенство», «Секс-туризм, тело и проблемы социального развития», «Образы и сопротивление: проблемы big data и политика селфи».
Каждой теме посвящают одну лекцию по два часа и один часовой семинар, которые распределены в течение учебного года. К каждой теме лектор даёт вопрос, прописанный в учебном плане. Из 12 возможных тем в рамках одного paper студент выбирает шесть. По каждой теме он должен посетить 6 лекций и 6 семинаров, а в конце написать 6 эссе на две тысячи слов в ответ на заданный вопрос.
Темы и подходы к ним отличаются от российских курсов двумя вещами: списками литературы и ролью лектора.
«Во-первых, со второго курса в списки литературы входят новые книги и научные статьи, опубликованные в последние пять лет. Считается, что «классиков» мы прошли на первом курсе, а для понимания современных социальных проблем нужны современные статьи. Во-вторых, на экзамене не нужно воспроизводить что-либо из лекций. Лекции — это пример, как можно рассуждать о прочитанном. Лектор придаёт структуру списку литературы вместо того, чтобы озвучить то, что надо законспектировать и запомнить», ― рассказала Ольга Зевелёва.
Семинары — главный элемент учёбы в Кембридже. Семинар называется supervision, ведущий семинара — supervisor. Студенты сами решают, ходить на лекции или нет (они необязательные), а в аудитории во время лекции может быть несколько десятков человек. Семинары — обязательные, проходят в мини-группах (1-3 человека). За 48 часов до семинара студенты присылают по электронной почте эссе по теме недели.
По словам Ольги, мини-группы позволяют работать со студентами не так, как на семинарах по политологии на 20 человек в Высшей школе экономики: «В Вышке на семинарах все выступают с презентациями или обсуждают обязательную литературу — это полностью соответствует формату, к которому я привыкла во время учёбы в бакалавриате в США и в магистратуре в Германии. Российская система образования, на мой взгляд, гораздо ближе к немецкой и даже к американской, чем к британской. Кембриджские семинары целиком посвящены подробному разбору эссе, которые пишут студенты».
Правила проведения семинаров в Кембридже очень расплывчатые. За исключением требования комментировать каждое эссе. Будущим ведущим семинаров советуют «бороться с небрежными и неаккуратным мышлением» и при этом помнить, что «осторожные и дискурсивные подходы могут быть также важны, как напористые и уверенные стили письма».
Фото: Mel.fm |
«Ведущие семинаров сами бронируют разбросанные по городу supervision rooms. Некоторые похожи на обычные небольшие аудитории, но чаще это просторные кабинеты с коврами и креслами, которые расставлены полукругом возле камина. Попадались залы в особняках: там эхо, скрипят полы, не найти розеток и, как правило, очень длинный стол из тёмного дерева. Недавно в университете ввели одно правило по поводу семинаров: нельзя встречаться со студентами в спальне или в комнатах с кроватью», ― говорит Ольга.
Экзамены: стрессовый семестр на сессию и снова эссе
Третий триместр целиком посвящен экзаменам. Лекций уже нет, студенты ходят на консультации с ведущими семинаров, обсуждают стратегии сдачи экзамена, тренируются писать эссе. А в конце учебного года сдают три-четыре экзамена.
По словам Ольги, это самые страшные недели учебного года: «На рассвете бледные студенты в пижамах занимают все углы 126 кембриджских библиотек, приносят с собой подушки и фотографии, вставленные в рамки, чтобы как-то обозначить своё место. К университетским психологам в это время выстраиваются очереди. А на лужайку привозят десятки щенков, чтобы они выполняли свою научно доказанную функцию и снимали стресс (никаких шуток). В это время года я стараюсь обходить библиотеки стороной и то радуюсь за щенков, то жалею их».
Один из вариантов supervision rooms ― комнаты для семинаров. Фото: Mel.fm |
Экзамен состоит из двух вопросов на выбор по темам paper. Студентам дают три часа на то, чтобы написать от руки два эссе в ответ на вопросы. Если у студента какие-то ограничения по здоровью, ему могут дать дополнительные 25% времени или разрешить печатать на компьютере. В эссе оценивают чёткость аргументов в ответ на вопрос и смотрят, как студент использует литературу по курсу.
Ольга подчёркивает: в Кембридже знание — это письмо: «Через эссе здесь культивируют критическое мышление. Студентам постоянно приходится анализировать и сопоставлять прочитанное и услышанное. Но самая удивительная черта кембриджских студентов — умение чётко отвечать на поставленный вопрос».
Один из старейших и крупнейших университетов в Великобритании
Кембриджский университет возник как результат просветительской программы монашеских орденов средневековья. В 1214 году были составлены формальные университетские правила. По ним назначался ректор и программа с экзаменами в конце. Главным отличием университетов от монастырей было обучение наукам, философии, логике, математике. Первый из кембриджских колледжей, Питерхаус в 1284 году основал Хуго де Балшем, епископ города Или.
В 1318 году папа Иоанн XXII присвоил Кембриджу статус официального университета католической церкви (studium generale).
На протяжении большей части своей истории университет являлся, в первую очередь, религиозным учебным заведением. Члены университетского совета обязаны были принимать духовный сан, вплоть до 1871 года.
Фото: Mel.fm |
Административно Кембриджский университет представляет собой конфедерацию колледжей (всего 31). У каждого колледжа своя недвижимость, библиотека, общежитие для студентов, (протестантская) церковь с обязательным хором и органом и так далее.
Жизнь и работа колледжей регулируется их собственными уставами и правилами (например, гендерные и возрастные ограничения для абитуриентов). Каждый колледж имеет своих представителей в совете университета. Вместе с тем, студенты любого колледжа могут пользоваться общими подразделениями университета, среди которых знаменитая Кембриджская университетская библиотека, Кембриджская обсерватория, Кавендишская лаборатория.