Парк Горького отмечает 90-летие
Главный вход, база пионера и школьника, 1930-е годы |
В августе 1928 года состоялось открытие первого парка культуры и отдыха в России. В 1932 году ему присвоили имя Максима Горького.
Главным архитектором ЦПКиО, осуществившим в конце 1920-х годов планировку партера парка — от входа до Нескучного сада, был архитектор-авангардист Константин Мельников.
Сегодня Нескучный сад, Воробьёвы горы и Музеон являются частью ЦПКиО имени Максима Горького, общая территория парка составляет 219,7 Га.
Историк-экскурсовод Артём Голбин рассказал порталу Мел.фм, как был устроен детский городок в прошлом столетии. Тогда в парке ещё не было «Зелёной школы», зато были пионерские патрули, аттракцион-аналог мёртвой петли и железная дорога.
Чем развлекали детей в Парке Горького в XX веке
Официально Парк Горького открылся в 1928 году, но детский городок появился только через два года — в 1930 году. Он был разделён на несколько частей: ясли от нуля до двух лет (обычно туда отдавали 9-10-месячных); база дошкольника для детей от двух и до шести-семи лет. Для ребят постарше работал детский городок пионера и школьника.
На входе в городок ребятам с первого класса выдавалось что-то вроде паспорта, где было указано расписание: например, с 9.00 до 10.00 — завтрак, потом физическая активность, кружки, обед, тихий час в зависимости от того, кто сколько там был.
Детский городок появился в 1930 году. Он был поделён на три части: ясли, база дошкольника и база пионера и школьника |
С десяти лет ребята сами могли выбирать себе занятия: пойти на аттракцион или кинопоказ. Но всё это в любом случае фиксировалось. Во-первых, это нужно было для отчётности, чтобы понять, сколько ребят пришло, кто где был, что среди занятий им больше всего нравится, а что нет — на основании этих данных потом модернизировали программы. Во-вторых, на выходе родители получали полный отчёт о том, чем ребёнок занимался весь день. Они видели, что он не без дела болтался, а действительно был занят — развлекался и развивался.
В детский городок можно было приводить детей хоть каждый день, но так всё-таки делали нечасто. Он был платным, причём стоимость билета была существенной.
Если вход в парк в 30-е годы стоил от 10 до 30 копеек, то сдать ребёнка в детский городок можно было за 3,5 рубля в день. Не каждый мог себе это позволить.
Можно было получить льготы и путёвки на всю семью через партийные организации, на производстве или службе. Так, в День железнодорожника собирали железнодорожников по Москве и области и привозили в парк. Тогда уже был полный комплекс развлечений: обеды, тихий час, кинопоказы — и за всё платили организации.
Воспитатели с детьми в базе дошкольников, 1930-е годы |
Бывали и такие активности, за которые надо было платить дополнительно. Например, туда приезжали писатели и читали детям свои произведения.
Пионерские патрули
Некоторые дети попадали в городок по путёвкам через профкомы. И привилегированные ребята далеко не всегда хорошо себя вели. Если за грудничками и дошкольниками следили взрослые, то у детей постарше была свобода выбора, куда пойти и что делать.
Некоторые вели себя очень плохо и даже сбегали. В своих отчётах первый директор парка Бетти Глан жалуется, что «старшие обижают младших, воруют и отсутствует половое воспитание», хотя конкретных фактов, как в случае с воровством, не приводится.
Детский поезд – зимняя версия |
Чтобы следить за порядком среди подростков (12–16 лет) в городке в 30-х годах появились пионерские патрули. Они следили за своими сверстниками, чтобы те не шкодничали и вели себя хорошо. Такой детский аналог дружинников. Но с воровством и хулиганством, по крайней мере, до войны, они так полностью и не справились.
Петля смерти, деревянный брус и гонки среди малышей
В детском городке был свой набор аттракционов. Плюс были так называемые малые аттракционы — что-то вроде современных тренажёров, которые можно было воспроизвести не только в Парке Горького, но и вообще в любом месте.
Например, деревянный брус, который стоял над землёй. На него становились два человека, им давали мешки с перьями, и они пытались этими мешками с бруса друг друга сбить. Была структура, напоминающая деревянную бочку: её ставили на ребро, она каталась и надо было на ней устоять.
Гонки в детском городке, 1960-е годы |
Или представьте себе круглый металлический диск на земле. Туда сажали 20-30 человек (он был достаточно большого диаметра), диск начинал вращаться и, соответственно, людей оттуда просто выбрасывало. Главная задача — как можно дольше продержаться на диске. Последний, кто там оставался, получал приз.
Другим любимым аттракционом детей была «Петля Нестерова» — в макет самолёта садились один-два человека, и он делал мёртвую петлю. Кроме того, во все годы в парке дети обожали игрушечные машинки. В 50-е годы после войны даже устраивали гонки среди малышей.
Детская железная дорога от «Гаража» до Зелёного театра
Задача городка — не только развлекать детей, но и чем-то их увлечь. Кружков там было предостаточно, в основном все они прикладные. Например:
- столярное дело;
- конструирование;
- садоводство;
- уход за животными (в городке был мини-зоопарк);
- радиотехника.
Кружки были очень сильными, потому что туда старались набирать преподавателей, которые хорошо разбираются в своей области. Можно сказать, это была обязаловка: если вы работаете на заводе где-то недалеко от парка, то самых активных людей отправляли туда на общественную работу.
Зоопарк в детском городке |
Самый известный и центральный проект детского городка, который был в 30-е годы, — это железная дорога. По ней катались только дети. Она начиналась примерно от того места, где сейчас находится музей современного искусства «Гараж», и заканчивалась у современного Зелёного театра. Протяжённость дороги — около километра с двумя станциями по краям, в начале и в конце.
Все работы на этой железной дороге выполняли сами ребята (кроме совсем сложного технического обслуживания, которое было на взрослых). Они были машинистами, стрелочниками, дорожным персоналом, следили за вагонами, чтобы они были в чистоте и порядке. Конечно, это была не совсем настоящая железная дорога, но общее впечатление можно было получить. Так готовили будущих машинистов.