Любители «мемов» в социальных сетях отстают по уровню интеллекта почти на два класса

Такие результаты получили исследователи НИУ ВШЭ, проанализировав активность школьников в социальных сетях.
Фото: «Поступи онлайн» 

Активность подростков в соцсетях с высокой долей вероятности говорит об их успеваемости в школе. Подростки, предпочитающие научно-популярным статьям и тонким шуткам гороскопы и «прикольные» картинки, по уровню интеллекта отстают от своих сверстников примерно на два года в школе. 

«Цифровой след» школьников в интернете сопоставили с их успехами в учебе представители Высшей школы экономики, сообщает «Коммерсантъ». 

Администраторы пабликов называют результат ожидаемым, а психологи призывают принять во внимание эмоциональное напряжение, в котором пребывают 15-летние подростки. 

Чем отличается «цифровой след» троечника от отличника 

Специалисты Высшей школы экономики провели анализ профилей в соцсетях 4,4 тыс. российских школьников в рамках исследования «Траектории в образовании и профессии», призванного выявить факторы, определяющие карьерный путь человека. В частности, рассматривался вопрос взаимосвязи успеваемости детей и их интересов в соцсетях. 

Для исследования было отобрано около 4,5 тыс. пабликов «ВКонтакте»: от сообществ с научно-популярными статьями до страничек с «прикольными» картинками и видео. Успеваемость школьников при этом определялась на основании результатов международного мониторинга PISA (программа позволяет в баллах оценить уровень читательской, математической и естественнонаучной грамотности 15-летних подростков). 

«Мы построили простую модель, которая позволяет спрогнозировать результаты PISA исходя из подписок учащихся на те или иные паблики», — пояснил газете автор исследования, руководитель лаборатории Института образования НИУ ВШЭ Иван Смирнов. 

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) определяют 40 баллов в рамках тестирования как результат одного года школьного обучения. То есть любители мемов и гороскопов отстают от своих товарищей почти на два класса. 

Иван Смирнов выделил при этом две полярные группы: отличники и троечники. Они различаются по трем основным аспектам: успеваемости, интересам и поведению в социальных сетях.

 
Фото: «Коммерсантъ» 

Дети с хорошей успеваемостью и в сети выбирают познавательные сообщества или паблики с интеллектуальным юмором. Их отстающие товарищи отдают предпочтение страницам с гороскопами, мемами и смешными видео. 

Смирнов подчеркнул, что все исследуемые данные находятся в свободном доступе, то есть подросток осознанно демонстрирует круг своих интересов: «Возможно, что эти подписки играют определенную роль в самоидентификации, а также выполняют сигнальную функцию». Мнение о том, что интернет — открытая система, где все знания находятся в свободном доступе, по словам исследователя, нельзя считать правильным. 

Основную информацию подростки получают из новостной ленты «ВКонтакте», которую сами настраивают, согласно своим интересам: разделение на троечников и отличников реализуется и в социальных сетях. 

По мнению администратора сообщества МХК («Мировая художественная культура») Кирилла Грекова, результаты исследования ожидаемы: «Это ведь было и до соцсетей. Кто-то читал книжки, кто-то целыми днями гонял мяч. Гороскопы и приколы ничем не хуже научных статей. Они развлекают пользователей, интригуют, делают счастливее». 

«Подростки в возрасте 13–15 лет часто переживают кризис, испытывают постоянное эмоциональное напряжение. Школа отходит на второй план, ребенок не готов усваивать информацию. Развлекательные сообщества — способ компенсации внутреннего напряжения,— считает эксперт. Педагоги и родители должны проявить творческий подход в том, как снова заинтересовать ребенка в получении знаний», ― цитирует издание детского и подросткового психолога Анфису Калистатову. 

К похожей стратегии прибегают администраторы интеллектуальных пабликов для молодежи. 

Кирилл Греков подчеркнул: «Есть развлекательные паблики с нотками умных приколов. Наша цель — не обучить, а заинтересовать. Если человек не понял шутку, он ее прогуглит». 

Как использовать результаты исследования в повседневной жизни, специалисты сказать пока не могут. 

«Что касается практики, то тут сложно говорить. Потому что на самом деле мы не знаем, есть ли какое-то плохое или, наоборот, хорошее влияние от подписок», — сказал Смирнов.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале