В офисах предложили создавать детские комнаты

Ициатива предоставить женщинам возможность ходить на работу с детьми и оставлять их в специально оборудованных помещениях принадлежит Министерству труда РФ.
 
Фото: «Известия» 

Для россиянок планируют создать возможность ходить на работу с детьми и оставлять малышей в специально оборудованных комнатах прямо в здании организации. Минтруд ожидает от сообществ работодателей предложений о том, как реализовать эту идею, такой пункт включен в рабочую версию нацпроекта «Демография». В бизнес-сообществе считают, что на открытие детских комнат логично предоставить субсидии. При этом важно, чтобы помещения соответствовали требованиям СанПиН, сообщают «Известия».

Предложения о том, как организовать присмотр и уход за детьми дошкольного возраста в помещениях работодателей, Минтруд рассчитывает получить от сообществ предпринимателей к 1 июля 2019 года. Это следует из рабочей версии плана мероприятий по реализации федерального проекта «Создание условий для осуществления трудовой занятости женщин с детьми...» 

Документ вместе с другими предложениями по нацпроекту «Демография» был направлен в регионы за подписью министра труда и соцзащиты РФ Максима Топилина. 

В числе исполнителей по пункту, связанному с детскими комнатами на территории работодателей, указаны Российский союз промышленников и предпринимателей, Федерация независимых профсоюзов России и НП «Опора России». В документе не сказано, что услуга по присмотру за детьми может стать для организаций обязательной. Но она может способствовать повышению занятости женщин, следует из плана министерства. По нему к 2024 году работать должны 68,5% мам дошкольников. На 31 декабря прошлого года этот показатель составлял 65,8%. 

Инициатива имеет право на существование 

Речь идет об организации детских комнат внутри офисных помещений. По словам председателя комитета по социальному развитию и трудовым отношениям «Опоры России» Наталии Ушаковой, логично предоставить работодателям субсидии на организацию подобных помещений. Наиболее востребованы могут быть комнаты, которые будут принимать малышей на срок до четырех часов, так как многие женщины с детьми работают неполный день. 

 
 Фото: «Известия» 

Наталия Ушакова надеется, что открыть детские комнаты смогут государственные учреждения, где, как правило, трудится больше ста человек, а также крупные компании с большими офисами и торговыми площадями. Предприниматели могут арендовать помещения в торговых и деловых центрах, подобные детские комнаты могут создаваться в том числе при медицинских учреждениях и школах. 

Как отметил председатель Национального родительского комитета Ирина Волынец, организовать детскую комнату, которая бы соответствовала всем санитарным нормам и регламентам, можно только на этапе создания инфраструктуры предприятия. Намного эффективнее было бы компенсировать родителям затраты на частный детский сад в том случае, если в муниципальном им места не хватило, либо обязать градообразующие предприятия содержать стационарные детсады. 

Если речь идет о группах по присмотру и уходу за детьми без образовательной деятельности, то организаторы таких групп смогут избежать лицензирования на этот вид услуг. Однако создать детям до трех лет условия, соответствующие всем СанПиН, на протяжении целого рабочего дня в офисных помещениях невозможно, уверена директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. Чаще всего такие группы создаются в отелях и торговых центрах и принимают детей на два-четыре часа. Вряд ли эта мера поможет в условиях полного рабочего дня, отметила она. 

Опыт создания детских комнат в офисах имеется за рубежом, и, безусловно, такой подход к присмотру за детьми имеет право на существование, считает руководитель фракции «Справедливая Россия» в Барнаульской городской думе Оксана Молодых. Она отметила, что, в случае её принятия, распространение подобной практики будет иметь весьма скромные масштабы и не позволит комплексно снизить напряженность в вопросе дефицита мест в дошкольных организациях. 

 
 Фото: РБК 

«Самым оптимальным вариантом решения проблем занятости женщин и ликвидации очередности в детских садах будет увеличение количества муниципальных дошкольных учреждений с привычным форматом содержания детей. Но этот путь требует значительных финансовых средств. Именно по этой причине появляются инициативы с организацией детских комнат в офисах, реализация которых обеспечит некую экономию бюджетов для решения социально значимых вопросов. Не сомневаюсь, что воплощение предложения в жизнь предполагает соучастие работодателя, усеченный, по сравнению со стандартным, набор услуг и, возможно, окажется более дорогостоящим вариантом для родителей, нежели муниципальное учреждение», — приводит слова Оксаны Молодых ИА Regnum. 

Она добавила: «Скорее всего, по таким комнатам предполагается предусмотреть сниженные требования по санитарно-гигиеническим, техническим и иным условиям пребывания детей. Несмотря на это, большинство работодателей не смогут обеспечить надлежащие условия для создания детских комнат». 

Мировой опыт 

Корпоративные детские сады и комнаты обычны в развитых странах. Первые появились еще в середине 1990-х. Они стали важным фактором при выборе работы наряду с медицинской страховкой, спортзалом и бесплатными обедами. Да и сами компании рассматривают заботу о детях персонала как инструмент привлечения и удержания ценных кадров — пока ребенок ходит в сад, сотрудник вряд ли уволится. 

По данным компании Bright Horizons, крупнейшей мировой сети корпоративных детских садов, 94% работающих родителей согласились бы сменить работу ради детского сада поблизости, а 23% отказались работать в компаниях, у которых нет корпоративного детского сада. В 84% случаев корпоративное детское учреждение становится определяющим фактором при выборе места работы. 

 
 Фото: РБК 

Корпоративные детские сады и детские комнаты есть у международных гигантов вроде Google, Apple, BMW. А японская компания Sow Experience Inc. предоставила молодым родителям выбор: они могут приводить ребенка в офис или, пока он маленький, работать из дома. Выгода такой практики ощутима. 

В 2009 году компания Zutano, производитель детской одежды и игрушек, разрешила сотрудникам приходить на работу с детьми до года. Чтобы это стало возможным, компания оборудовала комнаты с детскими кроватками и пеленальными столами. Президент Zutano Майкл Беленки утверждает, что эта мера помогла повысить производительность труда ключевых сотрудников — матери стали меньше волноваться за детей и больше концентрировались на работе. По оценке Беленки, возможность приводить ребенка на работу позволила каждому родителю маленького ребенка сэкономить около $9,3 тыс. в год, примерно столько стоили бы ясли в США. Компания тоже осталась в выигрыше — согласно подсчетам Zutano, новые сотрудники, которые приходили на смену выбывшим в декрет, приносили на 25% доходов меньше, поскольку их требовалось обучать. 

В России детские комнаты при офисах и корпоративные детские сады пока не столь популярны. Открыть их, как правило, решаются компании, офисы которых располагаются в глубинке и совсем лишены социальной инфраструктуры.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале