Детям хотят запретить регистрироваться в соцсетях

Депутат Госдумы Виталий Милонов разрабатывает законопроект, согласно которому до получения гражданского паспорта ни один подросток в России не сможет зарегистрироваться в социальных сетях.
Фото: Itworked.com 

Документ внесут в Госдуму до конца ноября 2018 года, сообщает Парламентская газета. 

В январе и в апреле 2018 года депутат уже вносил на рассмотрение палаты законопроекты, разрешающие регистрацию в соцсетях детей только по паспорту родителей и их письменному разрешению, а также предложил сопутствующий документ, устанавливающий штрафы до миллиона для владельцев соцсетей за нарушение этих правил. 

Последню инициативу о регистрации по паспортным данным отклонили на пленарном заседании Госдумы полгода назад, а 16 октября поправки о штрафах не подержал Комитет Госдумы по государственному строительству и законодательству. 

Вернуться к этой теме депутат решил после трагических событий 17 октября, когда студент четвертого курса Владислав Росляков открыл стрельбу и взорвал бомбу в Керченском политехническом колледже. Как стало известно, Рослякова к преступлению подтолкнуло увлечение колумбайн-сообществами в интернете, призывающими к массовому насилию. 

По словам Виталия Милонова, содержание будущего законопроекта останется практически прежним, однако из документа будет изъята возможность регистрироваться в соцсетях до 14 лет. 

«Необходимо вообще запретить детям регистрироваться в социальных сетях. То есть, даже по паспорту и разрешению одного из родителей. Нам надо сделать более простой идентификацию всех пользователей соцсетей и защитить детей от возможного негативного влияния в интернете», — цитирует газета Милонова. 

 
 Виталий Милонов. Фото: Мел.фм 

Он заметил, что основные пользователи соцсетей — это подростки, и именно на них делают ставку рекламодатели и создатели противоправного контента. 

«Я просто хочу реализовать положения Семейного кодекса, по которому именно родителям вменяется обязанность воспитания своих детей», — подчеркнул депутат. 

Преподаватель: подростки в соцсетях — это не страшно 

Однако не все считают, детей в соцсетях подстерегает только всё самое плохое и страшное. Преподаватель кафедры общего литературоведения и журналистики Саратовского государственного университета, преподаватель Физико-технического лицея №1 Мария Ерохина уверена, что боящимся за своих детей родителям нужно как следует поработать с ограничивающими страхами в своей собственной голове: «На самом деле мы боимся «пагубного влияния» социальных сетей только потому, что совершенно не понимаем, как именно и для чего их используют наши дети». 

«В начале октября в нашу небольшую провинциальную физматшколу пожаловала с визитом статусная делегация — очень уважаемые дамы и господа возрастной категории 40+, занимающие вполне себе значимые должности в образовательной сфере. В череде общих профессиональных разговоров «о судьбах Родины» меня внезапно резануло странное: взрослые люди абсолютно серьёзно рассуждали о том, какой непоправимый вред наносят социальные сети нынешним подросткам. «Хотя, — заметил один из уважаемых гостей, — у меня самого, конечно, никаких аккаунтов в социальных сетях нет». И вот это «хотя» («Пастернака не читал, но осуждаю») — оно же, на самом деле, про многих из нас. Как минимум про всех тех родителей, кто ужасно боится за своих подростков, постоянно висящих во «ВКонтактике» или инстаграме», — приводит слова Ерохиной портал Мел.фм. 

Преподаватель из Саратова рассказывает о том, почему подростки в социальных сетях — это очень хорошо с внутришкольной точки зрения.

Мы знаем о них почти всё. Они об этом, кажется, не всегда догадываются

Дети, даже если им уже за 15 лет, продолжают оставаться удивительно наивными в смысле запредельной личной откровенности на своих страничках в соцсетях. Поэтому мне всё чаще хочется то подсунуть им Оруэлла («Большой брат смотрит за тобой»), то провести какой-нибудь тематический ликбез о правильном построении личного бренда в публичном пространстве. 

Серьёзно, такого короткого тематического курса жестоко не хватает современным подросткам, щедро выплёскивающим любые переживания на страницу во «Вконтакте» или профиль в инсте. В этом есть определённая проблема для всех участников образовательного процесса. Потому что правильное понимание подростком того, как выстраивать своё публичное интернет-пространство — это точно не школьный курс информатики, не работа школьного психолога и не забота классного руководителя. 

Фото: Itworked.com 

Это то, что в идеале должны бы прививать в семье, но многие ли родители понимают такие вещи про самих себя? В сухом остатке детям остаются какие-то внешние образовательные курсы, которые, впрочем, тоже не дают гарантии конкретных качественных знаний по этому вопросу. 

Пока же мы внутри школы имеем уникальную возможность видеть своих ребят с самой искренней стороны, которая только может быть. 

Если в формате школьной учёбы их способы самовыражения всё-таки ограничены, то в соцсетях они пока не видят для себя никаких стоп-сигналов. 

И потому часто разворачиваются какой-то совершенно неожиданной для нас стороной. Школьный задира внезапно оказывается поклонником Бродского. Семиклашки бурно изучают новые выпуски курсов по биоинженерии на ПостНауке. Филологическая дева балдеет от нойз-рока с восточными мотивами. 

Когда они становятся выпускниками, мы видим в своих лентах, как дальше складывается их жизнь и профессиональный рост уже далеко за пределами нашего города. По-прежнему знаем, чем дышат и интересуются те, кто так долго был частью нашей жизни. 

Они всегда на расстоянии вытянутой руки

Скажем, я вообще не помню, когда звонила своим ребятам по деловому вопросу. Потому что приоритет канала коммуникации с подростками выбран давно и чётко — они моментально и точно реагируют на сообщение в чатике во «Вконтакте», зная, впрочем, что и сами могут написать мне туда в любое время суток. 

И мне, и им так проще, понятнее, удобнее, привычней. И — удивительное дело — такой канал связи снимает все лишние барьеры «официозного» общения, переводя наши взаимоотношения на уровень равный с равным. 

Без ненужных посредников в лице классных руководителей, учителей-предметников, секретаря, что не просто ускоряет любую коммуникацию в разы, но и экономит силы и время толпы взрослых людей. 

Мы можем выстроить «нарративное обучение», делясь тем, что нам самим действительно важно и интересно

Если нарративная реклама скрывает за интересно рассказанной историей пропаганду конкретного товара, то значимый для подростка взрослый может действительно вовлечь его в мир своих интересов через тематические посты о том, что любит сам. 

Один мой коллега, человек безупречного музыкального вкуса, ненавязчиво знакомит следящую за ним во «Вконтакте» «творческую молодёжь» с самым разным музыкальным наследием ХХ века, постепенно корректируя их иллюзии об уникальности современной эстрады, да и просто приучая к действительно хорошей и самой разной музыке. 

 
 Фото: Timeout.ru 

Другой постит у себя на стене подборки фильмов — от голливудской классики до современного артхауса и фестивальной кинодокументалистики, сопровождая всё это комментариями. 

Третий публикует подборки оригинальных физических опытов, разбирая их с точки зрения курса углублённой школьной физики. И подростки вовлекаются в эту игру — через лайки, шеры, комменты, которые потом переходят из онлайна в в школьные коридоры, разговоры на переменах, а то и развёрнутые обсуждения на уроках. 

Через соцсети они действительно связаны со всем миром и могут делать проекты, которые взрослым кажутся невозможными

Нынешние старшеклассники, дети XXI века, в отличие от своих родителей, являются стопроцентными цифровыми туземцами. Прежде чем в очередной раз критиковать ребёнка, бесцельно зависшего, на ваш взгляд, в соцсетях, лучше потратьте пять минут на результаты научного исследования, связанного с определением характеристик этого поколения. 

Вот чем, по мнению учёных, скорее всего, отличается ваш собственный «цифровой туземец»: 

  • привычка быстро получать информацию, стремление к многозадачности и интерактивности;
  • новые методы поиска данных — постоянное сканирование информационного поля в процессе поиска изменений;
  • контактность, отсутствие ментальных ограничений, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию;
  • ценности: самостоятельность и независимость, хорошее образование, право на неприкосновенность частной жизни и свободу слова, невозможность расовой дискриминации, эмоциональная поддержка со стороны родителей, гражданская ответственность. 

Как раз «контактность и отсутствие ментальных ограничений» они самым блестящим образом проявляют в социальных сетях. 

Нужен комментарий узкого эксперта к своему проекту? Без проблем, берём и правильно пишем ему письмо в соцсетях, получаем в ответ очень крутую экспертизу. Нужно выяснить, стоит ли пойти учиться в конкретный вуз на конкретную специальность? Находим студентов этого вуза, выясняем у них всё напрямую. Нужны архивные неоцифрованные материалы? Ищем паблик архива или находим его сотрудников, получаем моментально квалифицированную инструкцию. 

Они очень много пишут. Гораздо больше, чем вы или я в их годы

Если советские дети были самыми читающими, то нынешние подростки — безусловно, самые пишущие. Они работают со словом в десятки раз больше и плотнее, чем мы, потому что для них именно текст становится главным способом смысловыражения в социальных сетях (ну и ещё иногда котики). 

 
 Фото: Timeout.ru 

У тех из них, кто реально хочет своим пабликом качественно впечатлить сверстников, повышается мотивация, во-первых, к грамотному изложению своих мыслей, во-вторых, к чтению хороших авторов (ведь где-то нужно учиться интересно писать). Поэтому именно это поколение так активно участвует во всяческих молодёжных медиашколах, воркшопах и прочих формах организованного просветительского медиадосуга. 

В целом они каждый день учатся писать чуть лучше (за грамматические ошибки они троллят друг друга и вообще это уже не модно), учатся думать чуть глубже и каждый год садятся за парты всероссийского «Тотального диктанта». 

Их легко собрать в одно «корпоративное коммьюнити»

Это задача со звёздочкой, с далёким прицелом на будущее, которое настанет быстрее, чем нам кажется. Над школой как социальным институтом тучи финансового дефицита сгущаются всё больше и вряд ли рассеются в ближайшее время. Это значит, что выживут те, кто уже сейчас строит вокруг себя крепкую стену мощной общественной поддержки. Речь здесь даже не только и не столько о каких-то прямых финансовых вливаниях. 

Многие вещи, которые нужны современной школе, делаются неравнодушными к её судьбе друзьями: экспертами, которые приходят читать узкоспециализированные лекции или вести исследовательские проекты, бизнесом, который берётся курировать профильный класс или организует профессиональные практики, учёными, которые работают с одарёнными детьми, готовя их к олимпиадам… Роль благодарных школе выпускников в этом, конечно, колоссальная. 

Но работает вся эта система только в том случае, когда и сама школа прикладывает систематические усилия, чтобы формировать, пополнять и поддерживать то самое неравнодушное сообщество своих взрослых друзей. И я не знаю сейчас более правильного и простого способа для этого, чем социальные сети. 

Потому что, повторюсь, там все мы друг у друга на расстоянии вытянутой руки. Не связанные никакими географическими, временными и статусными ограничениями. На одной волне, в одном онлайне, разделяющие комфорт пребывания в современном цифровом мире.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале