Школьники готовы сидеть в социальных сетях сутки напролет

В рамках Национальных исследований качества образования Рособрнадзор провел анкетирование среди российских подростков. У ребят спросили, как часто они пользуются интернетом в целом и социальными сетями в частности.
 
 Фото: Postupi.online 

Об этом сообщает «Учительская газета».

​Сегодня подавляющее большинство (98–99 %) учеников российских школ регулярно выходят в интернет. При этом на частоту и регулярность использования сети в стенах школы оказывает влияние место проживания. Подростки на селе реже своих городских сверстников используют интернет в школе.

«Это, по всей видимости, обусловлено более низким качеством доступа к сети за пределами городов. При этом, заметно, что к концу школы количество постоянных пользователей интернета неуклонно растет», — говорится в результатах исследования, которые приводит издание.

Чаще всего, чтобы подключиться к сети, школьники используют смартфон. Ноутбук, планшет и настольный ПК существенно проигрывают смартфонам в этом перечне. 9 из 10 старшеклассников в городе владеют телефоном с доступом в интернет. С 2015 года доля тех, у кого смартфон есть выросла в среднем на 10%. При этом пятиклассники в два раза реже пользуются гаджетом, чтобы получить доступ с сети, чем старшеклассники.

Как отмечают исследователи, для современного подростка смартфон начинает заменять другую компьютерную технику.

В интернете подростки, в основном, общаются и ищут информацию. С возрастом школьники играют реже (45 % семиклассников и 37 % десятиклассников), а покупки совершают чаще (28 % семиклассников и 45 % десятиклассников).

Мальчики, к слову, играют в компьютерные игры значительно чаще девочек: в пятом классе — 64% и 37%, в восьмом — 66% и 26%, в десятом — 57% и 21%. При этом общаются и те и другие в интернете одинаково часто, используя для этого соцсети.

Большинство подростков зарегистрированы в социальных сетях. Почти все имеют профиль в двух и более сетях. Если в пятом классе количество незарегистрированных в соцсетях мальчиков составляет 20%, то к моменту окончания основной школы таковых остается менее 10%.

Возраст, пол и местожительство также оказывают воздействие на активность в социальных сетях: городские школьники чаще сельских имеют аккаунты в двух или более соцсетях. Увеличивается эта доля и с возрастом. Кроме того, девочки склонны чаще мальчиков регистрироваться в нескольких соцсетях: в десятом классе больше одного аккаунта имеют 75% городских мальчиков и 88% девочек.

Две трети опрошенных в 2015 году подростков проводят в соцсетях более часа в день, а треть вообще признается, что готовы проводить в сети сутки напролет. При этом девочки оказываются более зависимыми в использовании соцсетей: среди них больше тех, кто готов проводить в соцсетях целый день или ночь (37% против 27%).

В ходе опроса треть подростков признались, что они готовы сидеть в социальных сетях сутки напролет. При этом девочки оказались более зависимыми, чем мальчики: среди них больше тех, кто готов проводить в соцсетях целый день или ночь (37% против 27%).

Сколько времени нужно проводить онлайн, чтобы лучше учиться

Ранее российские ученые представили результаты исследования о том, насколько пользование сетью способствует «развитию когнитивных функций» у детей разных возрастов. Об этом сообщал «Коммерсантъ».

Член-корреспондент Российской академии образования, профессор факультета психологии МГУ, директор Фонда развития интернета Галина Солдатова и клинический психолог Центра патологии речи и нейрореабилитации Анастасия Вишнева смогли назвать оптимальное время, которое может проводить ребенок в интернете без ущерба для своего развития и здоровья.

 
 Фото: Postupi.online 

Согласно полученным результатам, для детей от 5 до 6 лет это время использования интернета до одного часа в день, для школьников от 7 до 11 лет — от одного до трех часов в день, для младших подростков (12–13 лет) — от трех до пяти часов.

Ученые утверждают, что это «золотая середина»: дети с такой онлайн-активностью показывают «более высокие показатели развития некоторых когнитивных функций». Если ребенок проводит онлайн больше «среднего диапазона», то падает продуктивность «нейропсихологических показателей, особенно в функциях серийной организации движений и действий, в слухоречевой памяти и в составлении рассказа».

По словам Галины Солдатовой, это первое отечественное исследование этой проблемы: «Сейчас и российские, и зарубежные ученые стараются смотреть на интернет иначе, чем раньше: не говорят в ужасе, что все живут онлайн, а стараются оценить среднюю активность и эффективность использования».

Выводы, по словам авторов, совпали с результатами, полученными исследователями в США и Австралии, которые доказали, что у детей, пользующихся сетью, выше успеваемость по сравнению с детьми, которые ею не пользуются совсем или пользуются совсем ограниченно.

Участвующих в исследовании детей разбили на четыре группы по возрасту и мере интенсивности использования интернета и мобильных устройств: низкой, средней, высокой и очень высокой. Тесты показали, что дети дошкольного возраста (5–6 лет) с низкой онлайн-активностью (до одного часа) лучше рисовали, переключались при выполнении заданий, у них оказалась лучше развита слухоречевая память, чем их сверстники, которые проводят за гаджетами больше времени. С увеличением онлайн-активности ребенка данного возраста продуктивность выполнения нейропсихологических тестов падала, отмечается в исследовании.

Дети в возрасте от 7 до 10 лет, которые использовали устройства от одного до трех часов в день, «лучше анализировали условия заданий, усваивали алгоритм действий, легче переключались с одного задания на другое, лучше контролировали весь процесс выполнения заданий». Также у них были более высокие показатели по зрительной и слухоречевой памяти, чем у младших школьников, которые или вообще не используют интернет, или проводят в нем больше трех часов ежедневно. У младших подростков «оптимум» онлайн-активности сильно выше: дети, которые пользуются интернетом от трех до пяти часов в день, «показывали больший объем знаний и эрудиции, демонстрировали лучшую осведомленность» по сравнению с другими группами детей этого возраста.

При этом старшие подростки (14–16 лет) с очень высокой и с низкой онлайн-активностью показывали одинаково хорошие результаты в области объема зрительной памяти и умения строить повествование. Напротив, худшие показатели на этот раз дали подростки со средней активностью. Для этого сегмента определить оптимальное время онлайн-активности у исследователей не получилось.

«Это предмет наших следующих исследований. Мы сейчас хотим ответить на вопрос, почему нет этого оптимума. Думаю, что если бы мы сделали такую работу три года назад, то показатели оптимального времени были бы другими: еще пять лет назад каждый седьмой ребенок проводил онлайн восемь часов в день, сейчас — каждый третий», — цитирует газета Галину Солдатову.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале