Читалка космонавта Юрия Батурина: подписи к фотографиям, записки журналистов и рассказы Тургенева
Фото: Sozidau.ru |
Юрий Рост, «Рэгтайм»
К этой книге Юрия Михайловича Роста я подступался полтора года. Сначала, просмотрев ее и прочитав отдельные главы, понял, что нельзя читать ее урывками. А работы было так много, что она заполняла 25 часов в сутки. И вот, наконец, я получил возможность, со вкусом взяв в руки книгу, неспешно ее читать. И наслаждаться сюжетами и текстом…
Юрий Михайлович не только журналист и писатель, но и фотограф. Точнее, он фотограф от Бога, но еще и писатель. Когда-то давно я видел на его фотовыставке в престижнейшем зале странную картину: все зрители стояли вдоль стен с фотографиями и будто кланялись им. Дело в том, что Юрий Рост сопроводил фотоизображения вместо подписей внизу довольно длинными текстами, настолько интересными, что публика читала их, не отрываясь.
И вот теперь он собрал их вместе, добавил что-то новое. В большинстве своем тексты очень короткие, но отточены так, что не найдешь ни одной длинноты, ни одного неточного слова. Каждый текст – не придуман. Это описание ситуации, портрет человека или размышление над увиденным. Юрий Рост убрал из каждой пары фотодокумент, свидетельство истинности события, и оказалось, что оставшееся – настоящая большая литература.
Владимир Бранец, «Записки инженера»
Автор – инженер-конструктор систем управления космическими аппаратами, несколько десятилетий работавший на предприятии, которое сегодня широко известно как Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С. П. Королёва. Его книга – образец для мемуарной литературы. Никакого приукрашивания, честный анализ собственных ошибок, не забыт никто из коллег. Но главный герой книги – цифровая система управления космическим кораблем, которую они создавали и совершенствовали. К ней автор относится как к одушевленному существу и описывает, будто ведет рассказ о своем ребенке, который постепенно становится взрослым. Настоящая баллада об инженере! Рекомендую всем, кто хочет по-настоящему понять, в чем суть профессии инженера.
Владимир Снегирев, «Как карта ляжет. От полюса холода до горячих точек»
Журналист всегда ведет записи. Временами они превращаются в дневники, часто – вспомогательный материал для статьи в номер, но все вместе, через десятилетия, помогают объемно взглянуть на прожитое, оценить. И – удивиться. Не знаю, может быть, для Владимира Снегирева работа в режиме калейдоскопа и привычна, но как все, что он описал, могло вместиться в одну человеческую жизнь? Парадокс еще и в том, что когда переворачиваешь последнюю страницу, жалеешь, что книга закончилась…
Леонид Никитинский, «Апология журналистики (в завтрашний номер: о правде и лжи)»
Леонид Никитинский – журналист старой школы, к тому же еще и юрист по образованию, тяжело переживает изменения в своей профессии: фейковые новости, постправду и так далее. Осмысление этого перехода заставило журналиста подниматься на философские высоты и копаться в неприглядных углах современной журналистики. Доверительный стиль разговора с читателем помогает вести с автором мысленную дискуссию: где-то соглашаться, где-то спорить. Хорошее интеллектуальное чтение, причем с пользой для правильной оценки собственного (не)профессионализма.
Вячеслав Измайлов, «Война и война. Документальная проза»
Автор – военный обозреватель «Новой газеты», известный как «майор Измайлов», воевал в Афганистане. Вернувшись, мечтал больше не встречаться с войной. Но когда начались чеченские события, сам поехал туда и вытащил из плена 174 человека. Как он это сделал и как выжил – читайте в книге. Но предупреждаю: чтение трудное, потому что невозможно воспринимать большими порциями рассказы о подонках, об ужасах войны, а отделить их от разговора о героях и радостях невозможно.
Иван Тургенев, Собрание сочинений в 12 томах. Том 5. «Повести и рассказы 1844-1853 гг.»
Время от времени я беру с полки один из томов Иван Сергеевича Тургенева, открываю наугад и читаю, потому что очень боюсь в окружающей нас языковой среде, наполненной нарочитыми искажениями, ужасающей неграмотностью, иностранными словами без нужды («варваризмами»), утерять литературный русский язык. На этот раз взял пятый том…