Соль времени. Выставка Костриковых в «Крокин галерее»

Эксперименты со временем и пространством — наиболее очевидная попытка художника установить место человека в мировой истории. Заглядывая в грядущее или обращаясь к прошлому, мы, сами того не осознавая, стремимся познать начальный замысел творения, — порой при помощи самых абстрактных форм.

Соляные пласты некоторых озер образовались в межледниковые эпохи, и возраст их исчисляется десятками тысяч лет.

Большая энциклопедия нефти и газа

В творчестве Сергея и Татьяны Костриковых основной художественный метод — метафоризация времени. От лаконичного образа яйца, символа зарождения жизни (проекты «Несколько историй из жизни яиц», 2009, «Скорлупа», 2011), последовательно развивая художественную мысль, художники переходят к более сложным объектам, к образу античных руин. Возникает проект «Соль», «базовый материал» которого имеет прямое отношение к выживанию людей (вспомните «соляные» бунты XVII века) и становится символом процессов, уходящих в далёкое прошлое.

Фитоморфный узор подсвеченных барельефов, таинственных, как обломки легендарной Атлантиды, визуализирует наши представления о Золотом веке с его величием и кажущейся незыблемостью. Сами классические каноны античности дошли до нас именно в образе руин: все известные современному зрителю шедевры средиземноморской цивилизации так или иначе деформированы. Выразительным образом такой деформации в своё время стала голова Афродиты, выполненная из потрескавшейся скорлупы и представленная на стенде «Крокин галереи» во время выставки «Арт-Москва». То, что было наделено едва ли не сакральным совершенством, потомки получают в более чем редуцированном виде — идеал прекрасного оказывается для них неуловим, словно эхо. Стабильность и прогресс становятся хрупкими, как скорлупа или соль.


«Проекты Сергея и Татьяны, связанные с матричной структурой современной цивилизации, с её первоэлементами, рассматривают мир нашего рождения, но уже с потенцией предстоящего конфликта, с предрасположенностью к саморазрушению и дальнейшему обновлению, — поясняет искусствовед Виталий Пацюков. — В системе координат, в рамках которой открывается возможность реализации совершенства, неожиданно обнаруживаются травмы и неустойчивое взаимоотношение осей, на которых крепятся история и культура».

Атмосфера всей выставки пропитана едва ли не домашним уютом: вместо холодных классических форм, дистанцированных от зрителя, — близкие и осязаемые работы. Впрочем, пробовать их на вкус настоятельно не рекомендуется: хотя объекты изготовлены из обыкновенной поваренной соли, материал склейки — прозрачная эпоксидная смола. «Тёплое» свечение барельефов достигается при помощи встроенных светодиодов, благодаря чему представленные фрагменты напоминают изысканные светильники.

Пышные снопы колосьев, виноградные лозы и цветочные гирлянды дополняют пятиконечные звёзды советского ампира, более близкого к нам по времени, чем Средневековье и Античность, но тоже наполненного стремлением к культурному архетипу. Прообразом объектов стали скульптурные орнаменты павильонов ВДНХ и зданий Кутузовского проспекта — то, что в наше время получает самое разное прочтение. «Несмотря на разные периоды и эксперименты, основной интерес у нас вызывает внутреннее состояние непроявленного, неочевидного во взаимоотношениях человека и мира», — утверждают художники.

Выставка включает в себя как статические, так и подвижные объекты. Тему памятников советского ампира дополняет цветная макросъёмка третьего участника проекта, Анны Костриковой. Всем знакомые изгибы и прямые её камера рассматривает словно под увеличительным стеклом, вызывая у зрителя ощущение шероховатости, а главное — достоверности. Киносъёмку сопровождает музыка Дмитрия Шостаковича, и это вполне органично. Так же в 90-е у терм Каракаллы, на фоне самых больших монументальных руин Древнего Рима, прозвучал великолепный концерт «трёх теноров» — Пласидо Доминго, Лучано Паваротти и Хосе Каррераса, получивший грандиозный успех. Потому что только в пересечении неподвижного и движущегося, света и тени, былого и настоящего можно получить ощущение подлинной реальности.

«Тема пересечений действительно меня волнует, — говорит Татьяна Кострикова, — причём в самых широких её проявлениях. Это пересечения миров, вселенных, видимого и невидимого, жизни и смерти, глобального и личного, красивого и безобразного, любви и ненависти».

Замечая это или игнорируя, мы движемся по заснеженным улицам Третьего Рима, а под ногами у нас скрипит всё та же соль.

Сергей Костриков — выпускник Чебоксарского художественного училища и Московского высшего художественно-промышленного училища (бывшего Строгановского), член Московского союза художников и Международной федерации художников ЮНЕСКО

Татьяна Кострикова — выпускница Ставропольского художественного училища и МВХПУ, член Московского Союза Художников и Международной федерации художников ЮНЕСКО

Выставка открыта до 6 января 2019 года в Крокин галерее (Климентовский переулок, 9/1, метро «Третьяковская». Вход свободный (по предварительной записи), телефон: +7 (964) 564-03-03

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале