К практике в вузах предъявят более жёсткие требования
Фото: Postupi.online |
В последние годы работодатели все чаще жалуются на то, что молодые специалисты, окончившие вузы или учреждения среднего профессионального образования, совершенно не готовы к реальной работе в компаниях и не соответствуют их ожиданиям и требованиям.
Результаты многочисленных опросов, проведённых на сайтах по поиску работы, говорят о том, что половина работодателей отказывают молодым соискателям из-за отсутствия опыта. При этом уровень практических навыков у новоиспечённых обладателей дипломов они оценивают на два балла из пяти.
Депутаты из думского Комитета по образованию и науке считают, что традиционная система образования со всеми её курсовыми и лабораторными работами и даже с производственной практикой далека от того, чтобы на выходе получился специалист, которого ищут работодатели.
Они внесли в Госдуму законопроект, согласно которому вузы обязаны обеспечить своим студентам производственную практику, которая будет максимально приближена к их будущей профессии, сообщает «Парламентская газета».
Студенты не готовы к свободному плаванию
Проект закона депутатов от фракции «Единая Россия» Вячеслава Никонова, Геннадия Онищенко, Любови Духаниной и Гаджимета Сафаралиева предлагает закрепить в Законе «Об образовании» понятие «практическая подготовка» и конкретизировать его.
Этот термин и сейчас фигурирует в федеральном законе, но применяется только в контексте подготовки кадров определённой направленности: медицинских и фармацевтических работников, специалистов авиационного и железнодорожного транспорта.
«Законопроектом предлагается закрепить практическую подготовку как форму организации учебной деятельности по всем образовательным программам. Она будет регулироваться отдельными положениями», — пояснила изданию соавтор инициативы, заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина.
Фото: ТАСС |
Также документ предусматривает, что практика может проводиться не только в вузе или колледже, но и на предприятии. Важно и то, что требования к зданиям и помещениям, в которых должна проходить практика, будут закреплены в положении о лицензировании образовательной деятельности. То есть, чтобы получить лицензию, вуз или техникум должен будут соблюдать требования и по местам проведения практической подготовки.
Задача законопроекта — обеспечить адаптацию студентов в будущей профессии, подчеркнул соавтор инициативы, член Комитета Госдумы по образованию и науке Гаджимет Сафаралиев: «Я думаю, наш проект поможет работодателям принимать уже подготовленных специалистов».
Сетевое равноправие
Ещё один блок поправок регламентирует сетевую форму обучения. Студентам дадут возможность осваивать в сетевой форме отдельные курсы, дисциплины и практики.
«Теперь по курсу или модулю можно будет получить оценку там, где обучающийся их освоил, и у базовой организации не будет причин не засчитывать эту оценку», — рассказала Любовь Духанина.
Пока в законе такая норма отсутствует, а зачёт оценок по предметам, освоенным по сетевой форме, обеспечивается путём локальных актов вузов.
Фото: Postupi.online |
Предложенные в закон поправки помогут ликвидировать барьеры, сдерживающие развитие сетевой формы обучения.
Кроме того, в законе не прописаны финансовые аспекты «сетевых» взаимоотношений между базовыми учебными организациями и их партнёрами. В законопроекте сделан первый шаг в этом направлении: государственные вузы и училища получат право пользоваться имуществом государственных и муниципальных организаций на безвозмездной основе.
«Предложенные в закон поправки помогут ликвидировать барьеры, сдерживающие развитие сетевой формы обучения. У вузов, колледжей, школ, предприятий появятся новые возможности для многостороннего и разноформатного взаимодействия», — резюмировала Любовь Духанина.
Новые правила целевого обучения
В августе 2018 года абитуриентов, поступающих в институты по целевому набору, лишили сразу двух лазеек: возможности поступить в престижный вуз с низкими баллами по ЕГЭ, а потом увильнуть от обязательной отработки на предприятии, которое пять лет оплачивало обучение. И то и другое теперь будет наказывают серьёзными штрафами. Целевое обучение, согласно закону, подписанному Владимиром Путиным 4 августа, стало регулироваться трёхсторонним договором между абитуриентом, заказчиком обучения и администрацией образовательного учреждения.
Принятые в весеннюю сессию парламентом поправки в Закон «Об образовании» существенно ужесточили механизм целевого обучения. Решение подготовить изменения в кабмине приняли ещё два года назад, по итогам совещания с участием премьер-министра Дмитрия Медведева в Чувашии. Существующую систему целевого обучения председатель Правительства назвал профанацией: бюджет тратит огромные средства на подготовку студентов, государственные структуры, направляющие целевиков, их не востребуют, а больницы и школы не получают молодых специалистов.
Фото: Postupi.online |
До этого условия целевого приёма позволяли абитуриентам со слабыми знаниями обойти более сильных конкурентов. Для этого выпускнику школы достаточно было заключить договор с «направляющей» организацией, после чего он мог поступать в вуз по специальному конкурсу. Если, к примеру, проходной балл на престижную специальность — 240 баллов, то абитуриент, у которого на один балл меньше, уже не поступит, а вот «целевика» с 130 баллами зачислят. После защиты диплома выпускник вуза был обязан явиться в организацию, которая направила их на обучение, и заключить трудовой контракт. На деле возвращались лишь единицы, и никаких санкций для тех, кто уклонился от обязательной отработки, предусмотрено не было.
«Новый закон полностью меняет эту систему и делает её доступной, понятной и прозрачной», — цитировала «Парламентская газета» главу Комитета Совета Федерации по образованию, науке и культуре Зинаиду Драгункину.
Нужные профессии определяет Правительство
С вступлением закона в силу определять список профессий для целевого обучения стало Правительство в соответствии с потребностями экономики. Поэтому выучиться за счёт предприятия-спонсора на экономиста и юриста вряд ли получится — таких специалистов в стране переизбыток, в то время как врачей, учителей, инженеров по-прежнему не хватает.
Новый закон полностью меняет эту систему и делает её доступной, понятной и прозрачной.
Выбить целевое направление на факультет международных отношений школьнику из маленького городка тоже не удастся. Ведь главный принцип целевого обучения — обеспечить регионы необходимыми специалистами. Именно поэтому разработанный Минобрнауки документ расширяет список заказчиков целевого обучения. Теперь готовить рабочие кадры за свой счёт могут предприятия оборонно-промышленного комплекса и дочерние компании госкорпораций.
Фото: Postupi.online |
«Расширение спектра заказчиков, которые могут участвовать в целевом наборе, позволит увеличить количество выпускников, работающих по специальности. Таким образом, национальная экономика получит дополнительные возможности», — считает первый заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Владимир Гутенёв.
Кроме того, участниками договора о целевом обучении теперь являются не две стороны (абитуриент — будущий работодатель), как раньше, а три. Третьим стал вуз, в чьи обязанности входит проверка договора, организация конкурса в пределах квоты целевого приёма и создание условий для успешной подготовки молодого специалиста.
Студентам, обучающимся по договору целевого обучения, новый закон даёт возможность учиться за счёт бюджета и вместе с тем получать социальную поддержку от будущего работодателя. Однако при неисполнении условий контракта платить ему также придётся «по двум счетам».
Вот как эта норма будет реализована на практике. По закону, «целевик» обязуется успешно осваивать образовательную программу. Как он с этим справляется, решит сам заказчик, который теперь имеет право запрашивать данные об успеваемости своего подопечного. Так что прогул лекций и несданная сессия могут рассматриваться как нарушение контракта со всеми вытекающими отсюда последствиями. В случае отчисления из вуза студент должен будет самостоятельно восстановиться в институте и учиться там уже за свои деньги. В противном случае ему также грозит штраф.
Расширение спектра заказчиков, которые могут участвовать в целевом наборе, позволит увеличить количество выпускников, работающих по специальности.
После окончания обучения выпускник обязан не менее трёх лет отработать в организации заказчика. В случае неисполнения этого пункта он должен в полном объёме возместить расходы, понесённые заказчиком на социальную поддержку студента. А вот возмещать средства за получение образования придётся третьей стороне — вузу, который вернёт эти деньги в бюджет. Дело в том, что закон предусматривает повышение ответственности всех сторон при целевом образовании, причём не только друг перед другом, но и перед бюджетом.
Фото: Postupi.online |
Ответственность, как уточняет член Комитета Госдумы по образованию и науке Алёна Аршинова, в том числе предусмотрена и для работодателей, которые нередко не выполняют своих обязательств перед выпускниками. С 2019 года заказчик не сможет отказать целевику в трудоустройстве или устроить его на более низкую, чем указано в договоре, должность.
«Речь идёт о взыскании неустойки в размере затраченных на обучение студента средств, если работодатель не исполнил обязательства по трудоустройству», — поясняет Аршинова.
Причём неустойку предприятие будет платить в размере, равном трёхкратной величине среднемесячной зарплаты в субъекте, на территории которого должен быть трудоустроен гражданин.
Абитуриентов 2018 года все эти изменения не коснулись. Но уже в следующем году, как предполагают депутаты и сенаторы, целевое обучение перестанет рассматриваться исключительно как способ хорошо пристроить детей с невысокими знаниями, а в вузах наконец появится конкурс «целевиков», что позволит обеспечить страну высококвалифицированными специалистами.