Жизнь за царя, или Что мы знаем про Ивана Сусанина
В первой половине XIX века Сусанин становится официальным героем из народа, спасителем царя. О его подвиге написано две оперы и множество книг и картин, вот только история реального Ивана Сусанина почти неизвестна, зато героический миф за сотни лет обрастал все более неправдоподобными деталями.
Классическая версия подвига выглядит так. Поздней осенью 1612 года или зимой 1613 года отряд разбойников (по одной версии, поляков, по другой — казаков) пришли в деревню Деревеньки, примерно в 60 километрах к северу от Костромы. Они искали юного Михаила Романова, чтобы его захватить.
Односельчане указали на Ивана Сусанина как на человека, который хорошо знал окрестности и мог скрытно провести отряд к цели. По одной версии, Иван был простым крестьянином, по другой — старостой.
Вооруженные люди пришли домой к герою и потребовали проводить их к Михаилу Романову. (Есть версия, что поляки знали, где находится будущий царь. Сусанин предложил вместо 20 верст по дороге провести отряд через лес, в десять раз сократив расстояние). Иван посылает к Романовым человека предупредить об опасности, а сам ведет поляков в противоположную сторону и оставляет их в болоте или в непроходимой чаще. (В «Думах» Кондратия Рылеева поляки ночуют и пьянствуют в доме у Сусанина, а тот усердно молится). Дальше у легенды вновь появляются варианты. Поляки подозревают неладное и после пыток и издевательств убивают проводника. Иван Сусанин произносит патетическую речь, говорит о спасении Романова. Вооружённый отряд предлагает проводнику деньги и почет, но потом убивает его:
«Куда ты завел нас?» — лях старый вскричал.
«Туда, куда нужно! — Сусанин сказал. —
Убейте! замучьте! — моя здесь могила!
Но знайте и рвитесь: я спас Михаила!
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на Русской земли!
В ней каждый отчизну с младенчества любит
И душу изменой свою не погубит».
«Злодей! — закричали враги, закипев,—
Умрешь под мечами!» — «Не страшен ваш гнев!
Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело,
И радостно гибнет за правое дело!
Ни казни, ни смерти и я не боюсь:
Не дрогнув, умру за царя и за Русь!»
Кондратий Рылеев в своей думе лучше всего описал один из вариантов легенды, которая стала основой для оперы Михаила Глинки «Жизнь за царя». Премьера прошла с оглушительным успехом 9 декабря 1836 года. С этого момента легенда о крестьянине, спасающем царя, получила каноническое воплощение. В советские годы вместо царя герой отдавал свою жизнь за русский народ (в советском либретто к опере поляки искали ставку Кузьмы Минина), но описание подвига осталось практически неизменным.
Константин Маковский. Иван Сусанин. 1914 г. |
Вот только многие историки сомневались в реальности этой легенды. Самой известным текстом, в котором подвиг Сусанина считался недостоверным, была статья Николая Костомарова: «Страдание Сусанина есть происшествие, само по себе очень обыкновенное в то время. Тогда козаки бродили по деревням и жгли и мучили крестьян. Могло быть, что разбойники, напавшие на Сусанина, были такого же рода воришки, и событие, столь громко прославленное впоследствии, было одним из многих в тот год. Чрез несколько времени зять Сусанина воспользовался им и выпросил себе обельную грамоту».
В 1619 году зять Сусанина вызволил у молодого царя Михаила Романова освобождение от налогов для всех потомков Ивана Сусанина. С этого момента началась история борьбы наследников за различные привилегии. Российские правители с удовольствием давали льготы потомкам героя и ставили ему памятники, вот только доказательств этого подвига найти невозможно. Все участники событий в глухом костромском лесу погибли, а легенда о добром крестьянине начала свою жизнь примерно через сто лет после описываемых в ней событий.
В результате опера Глинки и другие художественные произведения стали основой для появления весьма странного героя с точки зрения логики.
Если Иван Сусанин действительно хорошо знал окрестности села Домнина (место рядом с его родной деревней, где находился Михаил Романов), то ему не надо было произносить патетический монолог и гибнуть от рук поляков или казаков. Врагов можно было оставить в лесу или в болоте, а самому вернуться в родное село (кстати, в одной из версии легенды смертельно раненого Сусанина подбирают русские ополченцы, отправившиеся в чащу на его поиски).
Смерть героя была хороша для мифа, но в реальности это плохой пример для подражания. Идея спасения кого-то ценой своей жизни работает лишь в тот момент, когда остальные способы исправления ситуации исчерпаны.
Памятник Ивану Сусанину в Костроме |
Отметим, что есть варианты легенды, в которой смерть Сусанина была не его сознательным выбором, а стечением обстоятельств — поляки застреливают или закалывают проводника, который завел их в гиблое место. Сам же крестьянин хотел по возможности вернуться домой. Эта версия кажется мне более правдоподобным объяснением поведения героя.
Вообще Ивану Сусанину не очень повезло с тем, как о нем рассказывали детям. После Октябрьской революции памятник герою в Костроме снесли, а его самого до конца 30-х годов прошлого столетия старались не вспоминать, как человека, который отдал свою жизнь за царя. Лишь перед началом Великой Отечественной войны история, случившаяся в лесах под Костромой, вновь стала актуальной. В годы войны подвиг Сусанина использовался для борьбы с фашистами.
При этом о реальном человеке, отдавшем свою жизнь за спасение Руси, мы знаем очень мало. В 30-х годах прошлого столетия церковь, в алтаре которой хранились царские указы, была разрушена, а могила Сусанина утеряна. По другой версии, герой был похоронен в Ипатьевском монастыре в Костроме, но и там могила утрачена еще до революции.
До сих пор у историков нет понимания, что на самом деле случилось под Костромой в конце 1612 — начале 1613 года. Есть лишь несколько более или менее правдоподобных вариантов легенды, так что второклассник вполне мог изменить судьбу Сусанина и придумать свою историю об этом человеке.
Что мой сын в конце концов и сделал, ответив: «Я бы хотел изменить судьбу Ивана Сусанина. У него была семья. Он мог бы не спасать русского царя. Его мог спасти кто-то другой».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции