«Фаворитка»: навластвоваться всласть
Неслучайно это первая картина, в которой Лантимос не сотрудничал с проверенными сценаристом Эфтимисом Филиппоу и оператором Тимиосом Бакаткисом, заменив первого на историка Дебору Дэвис, а второго — на ирландца Робби Райана, снимавшего «Филомену» Стивена Фрирза и получившего награду в Каннах за «Грозовой перевал» Андреа Арнольд.
Таких коней на переправе, конечно, не меняют. А значит, Йоргос уже давно внутренне «переправился» с благословенных, но с профессиональной точки слишком маленьких Ионических островов на большой кинематографический материк. Об этом говорит и жанр новой картины — историческая костюмная драма, и тема — некоторые подробности жизни английской королевы Анны, последней из династии Стюартов. Актерский состав — тоже об этом: королеву Анну играет пополневшая на без малого двадцать килограмм Оливия Колман, ее основную фаворитку и фактически регента Сару Черчилль, герцогиню Мальборо — Рэйчел Вайс. Обе именитые английские актрисы уже снимались у Йоргоса, а вот третья участница любовно-политического треугольника, Эмма Стоун, специально приглашена Лантимосом на роль Эбигейл Хилл.
Конечно, никто и не ожидал, что экспериментатор, абсурдист, мастер психологического гротеска Лантимос снимет простую костюмную драму, где будет пристально следить за развитием исторических персонажей и воссозданием атмосферы прошлого. Однако и пускаться в излишние эксперименты в планы создателя «Фаворитки» тоже не входило. Обеспечив беспроигрышный подбор актрис, с комфортом разместившись в усадьбе Хэтфилд-Хаус, где снимались и «Гарри Поттер», и «Шерлок», Лантимос погрузился в создание особенного драматического пространства, когда аутентично воссозданный быт совмещается с вполне современной, несколько приземленной психологией участников придворной жизни.
Героиня Стоун, Эбигейл, прибывает в королевский дворец по приглашению тетушки Сары Черчилль. Сара любила и уважала своего брата, отца Эбигейл, но не была в курсе трагических особенностей последних лет жизни в его поместье, приведших благородную леди к необходимости продавать себя за деньги. Жизнь Эбигейл во дворце начинается с общей людской и постоянных «шпилек» со стороны «старослужащей» челяди, но потихоньку предприимчивая и далеко не такая наивная героиня приближается к телу самой королевы, оттирая вчерашнюю благодетельницу довольно суровым способом.
Кажется, можно понять, чем заинтересовала режиссера история чужого престола в смутно знакомый исторический период. Здесь важна концентрация абсурда и подлости, излюбленная Лантимосом интерьерная замкнутость и фокусировка на сильных женских персонажах, рядом с которыми парламентский оппозиционер Харли (Николас Халт) и бесшабашный молодой граф Машем (Джо Элвин) кажутся чванливыми и напыщенными простаками. Впрочем, битва фавориток за дряхлеющее тело и беспомощную душу королевы — тоже не образец стратегической выдержки и хитроумия. Сначала деловая и скупая на похвалу Сара Черчилль активно подсовывает скучающей, буквально сходящей с ума от безделья королеве свою родственницу Эбигейл в наперсницы, а потом, когда нежный цветок пускает корни в монаршее сердце, пытается вырвать его, как будто только для того, чтобы причинить королеве боль.
Конечно, «Фаворитка» — это фильм о чудовищном воздействии на душу и сознание человека власти, своего рода леворадикальный привет из сердца английской монархии, наглядно демонстрирующий, что ничего человеческого ни во дворцах, ни на пушечный выстрел от них не водится. Мысль не слишком новая, однако в такой художественной ясности и красоте великосветский аристократизм еще никто, кажется, не разоблачал. Подобно фригийскому царю Мидасу, невольно превращавшему все в золото, европейские монархи превращали все во власть и сами становились заложниками многочисленных придворных интриг не в силах опереться ни на чью руку, предложенную без задней мысли и расчета. Пока героиня Эммы Стоун, вчера ещё уличная девка, а сегодня честная служанка во дворце, живет простой рабочей жизнью, в ее характере много человеческих черт, творческого начала, веселости, простоты. Но как только Эбигейл забирается в чертоги королевы, на поверхность выходит вся фальшь и цинизм вчерашней проститутки, приправленная апломбом аристократки.
Однако картина не получила бы десяти номинаций на «Оскар», одна из которых воплотилась в золоченую статуэтку для Оливии Колман в категории «Лучшая женская роль», и двенадцати на BAFTA, семь из которых стали реальными наградами, если бы это был просто опыт развенчания монархии и аристократии прошлого. Возможно, главная тема фильма — не история придворных интриг, взлетов и падений, а столкновение двух психологических архетипов. Жестокой честной Сары, утверждающей, что она из любви к королеве и уважения к трону не говорит ей лживых комплиментов, и коварной, нежной Эбигейл, расточающей комплименты и обильно, и умно, но преследующей свою выгоду и не желающей даже делать вид, что благосостояние Англии и народа для нее что-то значат. Манипулятивность обеих позиций видна невооруженным глазом, а печальный опыт королевы Анны, отдалившей любящую, но прямодушную фаворитку в угоду симпатичной притворщице, может дать урок всем нам.
Впрочем, полезные уроки и наставления — последнее, что можно ожидать от греческого автора. Скорее зрителю предлагается новый зрелищный эксперимент по превращению исторического сюжета с его стилистическими особенностями в ткань живого и современного повествования, где актуальность персонажей не приносится в жертву исторической условности, но при этом все анахронизмы (например, придворные танцы в исполнении героев Джо Элвина и Рэйчел Вайс) носят чисто юмористический характер. Что ж, большой мастер обживает новый для себя жанр — зрелище весьма достойное.