Нужен ли нам Гарун аль-Рашид?

Кто в детстве не любил сказок «Тысячи и одной ночи»? Многим запомнился образ мудрого и справедливого халифа Гаруна аль-Рашида, который ночами бродил по Багдаду в обличье простолюдина, узнавая, чем живёт народ...
 
Гарун аль-Рашид 

Со временем оказывалось, что и «Тысяча одна и ночь» — совсем не детская книга, и халиф был не таким, как в ней описано.

Став главой государства в результате придворных интриг, Гарун первое время опирался на группу старых верных товарищей, но со временем отстранил их и начал править единолично. Централизация власти сопровождалась жестокими репрессиями. Например, визирю Джафару, которого народная молва изобразит другом и постоянным спутником халифа, отрубили голову по обвинению в антигосударственном заговоре, а тело рассекли на семнадцать кусков для устрашения непокорных.

Одновременно с этим в империи наступил экономический и культурный расцвет. Гарун аль-Рашид выстроил в Багдаде большое здание университета и роскошную библиотеку, финансировал фундаментальную науку, поощрял писателей и музыкантов. При дворе халифа творил знаменитый Аббас ибн аль-Ахнаф — лучший и талантливейший поэт той эпохи. Рос внутренний валовой продукт, развивались сельское хозяйство, ремёсла и торговля.

Преуспел Гарун и на внешнем фронте: вёл войну с крупнейшим геополитическим противником — Византией, подавлял восстания внутри собственного государства. В общем, держал страну железной рукой, хотя после его смерти быстро наметились признаки распада.

Довольно привычная картина, правда?

Когда халифа не стало, его подданные долго спорили. Одни вспоминали коварство, жестокость и кровожадность Гаруна, другие подчёркивали достижения и слагали предания, которые дошли до нас. А некоторые старики наверняка не раз восклицали, глядя на окружающую разруху и коррупцию: «Гаруна аль-Рашида (то есть Справедливого — «ТД») на вас нет!»

 
Империя Гаруна аль-Рашида 

С годами всё стало на места. Сказки заняли место на книжных полках, а беспристрастные оценки — в учебниках истории. Халифом больше не бредят и не посылают ему проклятий.

Сложнее приходится, когда Гарун аль-Рашид жил не много веков назад, а сравнительно недавно, и не далеко, а рядом с тобой. Чего скрывать — и XIX, и XX века подарили нам немало Гарунов. Такой тип правителя часто называют «восточным деспотом», но он известен и на Западе — достаточно вспомнить Никколо Макиавелли и его «Государя», где восхваляется похожий образ.

И по-прежнему одни его клянут, вспоминая бесчисленные злодеяния, и в своих инвективах порой доходят до абсурда, когда очевидно разумные конкретные действия объявляются глупыми только потому, что их совершил определённый человек. А другие превозносят и говорят о «пользе для страны», невзирая ни на множество погибших сограждан, ни на то, что страна в итоге развалилась, так как продолжать в подобном духе было нельзя, а к более мягкому управлению система оказалась не готова.

Однако дискуссии эти — в конечном счёте пустые. Можно долго спорить, чего больше принёс очередной Гарун: достижений или крови. Но такие вещи нельзя беспристрастно взвесить на весах, особенно если научные и промышленные учреждения продолжают приносить пользу, а убитые люди — твои прямые предки.

На практике гораздо важнее ответить на вопрос: нужен ли нам правитель, который проводит великие преобразования ценой миллионов невинных жизней?

От нашего ответа всё и будет зависеть.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале