Опубликован рейтинг школ, готовящих больше всего выпускников для ведущих вузов

Сотрудничество с вузами, поддержка учеников и увлеченность педагогов позволяют российским школам достигать лучших показателей в обучении детей. Об этом рассказали выпускники и руководители школ, лидирующих в рейтинге RAEX.
 
Фото: Kp.md.ru  

Рейтинговое агентство RAEX (РАЭКС-Аналитика) впервые опубликовало в 2019 году по каждому федеральному округу списки лучших школ, отправляющих наибольшее количество выпускников в ведущие вузы. В перечне отражены 160 образовательных учреждений — по 20 в каждом округе, сообщает ТАСС.

Есть чем гордиться

В рейтинге — разные и по возрасту, и по направлениям работы учебные заведения. Одни школы уже принимают внуков своих первых учеников, другие — своих же выпускников, но в новом статусе. В президентский физико-математический лицей № 239 города Санкт-Петербурга многие выпускники вернулись, чтобы стать учителями.

«У нас гигантские традиции: мы почти 60 лет углубленно преподаем математику. У нас преподают выращенные нами же кадры, больше половины — наши выпускники. Также много университетских людей. У нас очень хорошая внешкольная жизнь, сильный корпоративный дух, сильный уклад. Это все очень важно», — считает директор лицея Максим Пратусевич.

Гордятся своими кадрами и в республиканском лицее-интернате Якутска. Директор Иван Шамаев считает, что в лицее собран коллектив увлеченных педагогов, именно они становятся залогом успеха.

«Учителя, доска, мел и тряпка», — отметил, говоря о секрете успеха, Шамаев.

Большинство классов в лицее — физико-математического направления, есть также биолого-химический и гуманитарный классы, в последнем работают два отделения — филологическое и историческое.

«Мы гордимся тем, что десять выпускников гуманитарного класса являются ведущими специалистами и исследователями в сфере якутской филологии и литературы», — отметил директор.

 
Президентский физико-математический лицей № 239 города Санкт-Петербурга 

В лицее №2 города Нальчика в Кабардино-Балкарии успехи учеников также отдельный повод для гордости. В числе выпускников есть студент Кембриджа, основатель IT-компании, преподаватель столичного колледжа, создатель офтальмологической клиники, телекомментатор и многие другие.

Принцип лицея — все должны учиться прекрасно, эта позиция делает его узнаваемым.

«Вот ребята рассказывают, что в Москве, услышав, что человек окончил лицей № 2 Нальчика, одобрительно кивают — школу уже знают, но мы плотно сотрудничаем с вузами», — пояснил ТАСС директор лицея Борис Мальбахов.

В специализированном учебно-научном центре Уральского федерального университета (СУНЦ УрФУ) проходят обучение школьники из десяти регионов страны. В основе работы — идея ускоренного становления талантливых и мотивированных учащихся, не только из столичных городов, но и из малых городов и сельской местности.

«Радикальное отличие от традиционного школьного подхода заключается в раннем погружении учащихся в исследовательскую среду университета и раннем профессиональном ориентировании в сфере наукоемких отраслей экономики», — сказал ТАСС директор Андрей Мартьянов.

 
Лицей №2 города Нальчика в Кабардино-Балкарии 

В учреждении работают над улучшением образовательной программы. По словам старшего преподавателя кафедры химии и биологии СУНЦ УрФУ Александра Ибатуллина, с 2018 года процесс обучения был развернут в сторону повышения практических навыков.

«Наши дети ставят какие-то точечные вопросы, которые ставят в неловкое положение даже преподавателей, приходится готовиться к таким вопросам отдельно, дополнительно читать самую актуальную и современную научную литературы. Для меня как для педагога это очень значимо, я расту вместе с детьми, отвечая на их вопросы», — сказал ТАСС Ибатуллин.

Поддержка и мотивация

Лучшей кузницей абитуриентов для вузов в Южном федеральном округе стал лицей №4 в городе Таганроге Ростовской области.

«У нас повышенная программа, чтобы учащиеся при поступлении в вуз не ощущали напряжения — обучаясь на первом курсе, они уже знают программу по физике, математике и информатике. Средний балл по ЕГЭ у нас — от 80 и выше. У наших детей огромное количество приглашений из вузов», — отметила директор лицея Ирина Киселева.

Воспитанник лицея Антон Белецкий добавляет — огромную роль играет поддержка педагогов, в частности, речь идет об участниках олимпиад. Антон недавно стал призером всероссийской олимпиады школьников по трем предметам — физике, экономики и астрономии.

«Здесь есть поддержка учеников, которые едут на олимпиады. Если ты уезжаешь, то домашние задания не задают, дают тебе возможность участвовать», — рассказал он ТАСС, уточнив, что пока не знает, куда поступит учиться, «но скорее всего это либо МФТИ, либо Высшая школа экономики».

 
Лицей №4 в городе Таганроге Ростовской области

Брянский городской лицей № 1 имени А.С. Пушкина, ставший лидером рейтинга среди школ Центрального федерального округа, сотрудничает с сетью вузов и центрами поддержки одаренных детей.

«У нас сложилась четкая система работы с одаренными детьми, в том числе при лицее работает пансион для одаренных детей из районов Брянской области, где они проживают и, соответственно, обучаются в лицее. Кроме того, мы выработали систему взаимодействия с вузами, например, дважды в год у нас проходит выездная школа МГУ им. Ломоносова, внутри лицея действует образовательный центр «Орбита-Сириус», где мы реализуем программы дополнительного образования», — рассказал директор лицея Юрий Клюев.

В казанском лицее № 131 отмечают мотивированность детей.

«Дети к нам приходят в седьмом классе, сдают вступительные экзамены. Наверное, этим во многом объясняется то, что дети мотивированы, родители мотивированы — это уже залог успешности их обучения. А второе — у нас углубленное изучение физики и математики, наверное, физико-математическое образование является таким базовым образованием, на фундаменте которого уже выстраивается все остальное», — уточнила директор казанского лицея № 131 Альфия Хабибуллина.

Физико-математическая школа имени М.А. Лаврентьева при Новосибирском государственном университете (СУНЦ НГУ) была создана для подготовки школьников для поступления в лучшие вузы страны, отмечает директор Николай Яворский: «Для нас важнее не то, что наш выпускник поступил, а то, чтобы он отучился хорошо. Все-таки, поступление весьма субъективная метрика, гораздо важнее поставлять стране хороших специалистов. И в первую очередь мы нацелены на это, мы никогда не стремились попадать ни в какие рейтинги, хотя, действительно, около 90% наших выпускников поступает в лучшие вузы страны».

Возвращение и финансы

Школы — лидеры рейтинга, как и любые другие в России, стремятся к развитию ради своих учеников. Как рассказали ТАСС в Министерстве просвещения, науки и делам молодежи КБР, лицей № 2 значится в числе ведущих школ не первый год.

«Ученики лицея ежегодно становятся победителями и призерами городских, региональных, всероссийских и международных олимпиад по различным предметам», — прокомментировал руководитель министерства Ауес Кумыков.

В свою очередь в учебно-научном центре УрФУ отмечают, что нужны меры поддержки передовых школ.

«Из проблем мы сталкиваемся с недостатком финансирования, требуется целый комплекс мер государственной поддержки текущей, так и финансирования программ развития, строительства новой инфраструктуры, выделение средств на содержание наших учащихся в интернате», — пояснил директор учреждения Андрей Мартьянов.

Виктор Кокшаров — ректор Уральского федерального университета, за которым закреплен СУНЦ, отметил, что получение статуса нетипового учебного заведения позволит центру перейти на собственные образовательные стандарты и получить необходимое финансирование.

«Университетские лицеи занимают особое место в системе общего образования в нашей стране. С учетом особенностей учебного процесса в одной из ведущих российских школ, специализирующейся на работе с одаренными детьми большого уральского региона, необходимо право введения собственных образовательных стандартов и программ», — сказал Кокшаров. 

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале