Честный солдат
Фото: Surfingbird.ru |
Я попросил своих друзей прокомментировать эту новость. На тот момент я не знал, на чьей стороне воевал дедушка Лундгрена, и один из комментаторов написал: «Можно предположить, что он служил в Вермахте…. И, наверное, у нас будут против. И все же смысл в таком поступке есть. Если он был честный солдат и честно погиб в бою, то это будет знаком уважения и к самому погибшему немцу, и его самого, и его внука к тем, кто пройдет рядом. Я лично ничего плохого не вижу….»
Реплика эта вызвала острый, но доброжелательный спор. Многие люди задумались о том, возможно ли в принципе совместное поминовение (не в церковном, а в светском смысле этого слова) немецкого и советского солдата?
На поле боя они были противниками. Илья Эренбург — один из лучших советских публицистов — в годы войны написал статью «Убей!». Обязательно найдите ее и прочитайте, если раньше не видели. Это лучшее свидетельство той ненависти, которую в годы войны, по мысли Эренбурга, должны испытывать люди к врагу. К человеку, который пришел на нашу землю, разрушил наши дома, убил мужчин, увел в плен или надругался над женщинами, разбомбил наши памятники.
Вот только даже в годы войны встретить такого абсолютного злодея было очень сложно. В реальности между солдатами Вермахта и Советского Союза иногда возникало негласное соглашение. Например, танкисты не стреляли друг в друга во время мойки танка и других технических работ (это не означает, что они не стреляли никогда. Речь идет скорее о профессиональной солидарности, которую могли нарушать).
В воспоминаниях немецких солдат можно найти свидетельства о том, что советские солдаты отбирали у пленных наручные часы. О том, как издевались над пленными и посаженными в немецкие концлагеря, можно прочитать у того же Ильи Эренбурга. Пленные уничтожались эшелонами. Поезд приезжал к станции, где располагался лагерь, и за два-три часа от первой партии обреченных на смерть ничего и никого не оставалось. Вещи, золотые коронки, одежда аккуратно сортировались, люди уничтожались. Подробности опустим. Поверьте, они иногда заставляют плакать взрослых мужчин.
Фото: Surfingbird.ru |
Вот только такие свидетельства они не совсем про войну и честных солдат. Многие солдаты и офицеры Вермахта, чьи воспоминания сейчас доступны на русском языке, открыто писали о том, что идеи национал-социализма им не близки, что их призвали в армию, особо не спрашивая их согласия.
Многие из них в начале войны были уверены, что быстро разобьют «Иванов». Быстро не получилось, точнее, не получилось вообще. После Сталинградской и Курской битв тональность немецких дневников меняется. Бравурные марши, которых и раньше было не так много, сменились горечью скорого поражения. Чем ближе 1945 год, чем чаще описываются страдания мирных жителей Германии. Им не хватает продуктов, одежды, они мерзнут и не получают медицинской помощи.
Не могу сказать, что при чтении этих строк я сильно сочувствую страданиям немецкого народа. Мой прадед погиб, освобождая Польшу. Моя бабушка совсем молодой девушкой рыла окопы и строила заграждения на юге Московской области. Мой дед после войны много пил и рано умер.
Но в воспоминаниях советских и немецких солдат, записанных Артемом Драбкиным, есть много общего. Мальчишки, едва закончив школу, хотели стать танкистами, летчиками или моряками. Хотели защищать свою землю от врага (пропаганда может даже нападение на другую страну представить как защиту своей). Старшеклассники прибавляли себе год или два, чтобы «успеть на войну». В июне 1941 и советские, и немецкие мальчишки боялись не успеть на войну. Они верили, что их страна быстро разобьет врага. В реальности и у тех, и у других украли молодость, здоровье, а часто и жизнь.
Украденная молодость, растоптанные мечты, сломанные судьбы достойны уважения и сочувствия, независимо от того, на чьей стороне воевал честный солдат. Наверное, это единственная точка, где возможно примирение солдат и их семей из России и Германии.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции