Наш «Бессмертный полк»-2. Новые истории корреспондентов «ТД»
Фото: Lunchtv.com |
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: От 22 июня до Победы: рассказ военного журналиста
Анастасия Прощенко, лаборант факультета журналистики МГУ
Так вышло, что по прямой линии в нашей семье, можно сказать, не было фронтовиков. Из четырех прадедов двое не были призваны по возрасту, а о двух ничего неизвестно: и бабушка, и дедушка мои выросли без отцов. Их заменяли дядья, легенды о которых рассказываются нашей родней до сих пор. Говорят, например, что дедушкиному дяде, Михаилу Филипповичу Шеховцову, после Великой отечественной войны возвели памятник в Польше. А бабушкин дядя попал в плен и погиб в концлагере…
Другого ее дядю, Ивана Николаевича Максимова, мне посчастливилось увидеть.
Дядя Ваня, как его называют у нас в семье, дожил до глубокой старости в родной деревне под Костромой. Говорят, они с супругой прожили вместе более полувека в полном взаимопонимании и нежно заботились друг о друге до самой смерти. Вот только детей у них не было.
Иван Николаевич Максимов |
Бабушка помнит, как дядя Ваня вернулся с войны — с безжизненной рукой, висящей плетью вдоль туловища. Он служил в стрелковой роте и был ранен четыре раза: в кисть руки, в живот, в ногу и в плечо. Последнее ранение случилось в январе 1945 года и оказалось самым серьезным — всю плечевую кость раздробило. Деревенские ребятишки во главе с моей бабушкой любили слушать рассказ про то, как промахнулся снайпер, целившийся в сердце…
Много лет спустя дяде Ване сделали сложную операцию по пересадке кости: бедренную кость трансплантировали в плечо, и она прижилась! Рука снова стала работать, и дядя Ваня стал косить сено, удерживая косу обеими руками.
Дядя Ваня помогал нянчиться и с моим папой. Папа запомнил на всю жизнь, как ощупывал раны на теле ветерана. Вкладывал пальцы в рытвины от пуль. Пытался разогнуть скрюченные после ранения пальцы.
Встреча с дядей Ваней стала ярким воспоминанием и моего детства. Мне было восемь лет, а ему — восемьдесят. Меня, городского ребенка, впервые привезли в деревню. Помню крестьянскую избу с плетёными половиками, большие деревянные часы с кукушкой, ухоженные грядки вокруг дома… Помню, что шел дождь, дядя Ваня угощал нас вареной картошкой с укропом из своего огорода — и, казалось, я не ела ничего вкуснее! Помню, как мне показывали белёную печку: в 2000-м году она представлялась мне предметом из сказки…
Иван Николаевич Максимов |
Затапливая печь, коренастый старичок с добрыми глазами рассказывал мне, как во время боя настала его очередь вылезать из окопа и идти за водой. Он разглядел на дереве отблеск снайперской винтовки и полз на локтях, закрывая грудь руками. Это спасло дядю Ваню от смерти.
Больше мы не виделись. Не так давно я нашла записи на сайте «Память народа»: оказалось, он был награжден медалью «За боевые заслуги» — но об этом не особенно распространялся. В бумаге сказано: «Стрелка 5 стрелковой роты 2 стрелкового батальона гвардии красноармейца Максимова Ивана Николаевича наградить за то, что он во время боев в сентябре и октябре 1944 года, работая по поставке боеприпасов в стрелковую роту обеспечил под огнем противника боеприпасами всех бойцов своей роты, а также за трижды пролитую кровь в боях с немецкими захватчиками».
Дениза Хасан, студентка факультета журналистики МГУ
К сожалению, с участниками войны из моей семьи мне не довелось общаться лично. Всю информацию я узнавала для выступления в школе. Сведения приходилось собирать по крупицам: что-то рассказывали мои родственники, потомки воевавших, моя бабушка вообще не любила вспоминать войну. Единственное, что говорила мне она по этому поводу: «Голодали мы. Есть было нечего. Ели картофельные очистки».
На сайте «Подвиг народа» мне удалось найти формальную, но очень важную информацию. Главное, что все, кто воевал в нашей семье, вернулись с фронта живые.
Валентин Егоров |
Егоров Валентин Дмитриевич родился в городе Калинин, ныне Тверь. По званию — красноармеец, в 1945 году получил медаль «За отвагу» за то, что безупречно совершил длительный наступательный марш в условиях горной и маловодной местности. Также известно, что в 1945 году Валентин Егоров принимал участие в военных действиях в Японии. У Валентина Дмитриевича была жена Мария. Она оставила после себя свой дневник, который мне как-то попался в руки. Вот что она писала о военных годах:
«Я в 1941 году окончила 9 классов, 1 сентября пошла в 10 класс, получила первую единицу по истории и бросила ходить в школу, конечно, не из-за неудовлетворительной оценки. И стали нас гонять на трудовой фронт, и тут же нас, девочек, отправили в Свердловск на угольную шахту. Но благодаря хорошим людям, которые приютили нас, работать не пришлось. Хозяин этого дома собрал нас и отправил обратно домой. До родного края мы ехали в вагоне с лошадьми, куда нас впускали солдаты.
1 сентября 1942 года я опять пошла в 10 класс, в 1943 году его окончила, поступила в Учительский Институт в Тамбове, но проучилась только один семестр, потому что немцы начали бомбить город…»
Валентин и Мария Егоровы |
Егоров Павел Дмитриевич, брат Валентина Дмитриевича, также воевал в Калининской области, был красноармейцем, имеет медаль «За отвагу». В приказе о награждении написано:
«Наградить Егорова Павла Дмитриевича, радиотелеграфиста 2 батареи за то, что в бою 14.08.1944 в районе деревни N, когда противник перешел в контратаку, красноармеец Егоров, находясь в одном из расчетов, храбро и стойко отбивал из личного оружия контратакующих немцев. В этом бою он убил одного немца. Благодаря отваге красноармейца Егорова контратака была отбита».
На фронте Павел Дмитриевич служил телефонистом, и был эпизод, когда ему три раза удавалось восстановить повреждённую противником телефонную связь батареи, стоявшей на прямой наводке в районе деревни Мошино Тверской области. Приходилось работать в трудных условиях, рискуя жизнью под сильным огнём противника. Будучи связным батареи со штабом полка, Павел Егоров в любых условиях быстро доставлял донесения.
Виктор Лочагин |
Если братья Егоровы — родственники со стороны моей бабушки, то Лочагины — уже со стороны дедушки, её супруга. Виктор Матвеевич Лочагин родом из деревни Марьино Рамешковского района. Там до сих пор стоит родовой дом, и в 2014 году мне удалось там побывать. Виктор Матвеевич был младшим сержантом, командиром отделения 9 стрелковой роты. Получил медаль «За отвагу» благодаря смелому наступлению со своими бойцами. Он первым пошёл в атаку и ворвался в траншеи врага.
Ещё одна награда Виктора Матвеевича — орден Славы III степени. Он получил его за участие в наступательных боях в д. Петушни: «В бою за деревню товарищ Лочагин получил ранение, но не оставил боя и только после вторичного ранения его эвакуировали в госпиталь».
Также 6 апреля 1985 года Виктор Матвеевич получил орден Отечественной войны I степени.
Василий Лочагин |
Василий Матвеевич Лочагин — старший брат Виктора Матвеевича. Он был старшиной, а также санинструктором 1-го дивизиона. В период подготовки к наступательным боям он проделал большую работу в подготовке бойцов к совершению марша. В бою Василий Матвеевич умело оказывал помощь раненым бойцам и офицерам, смело действовал при выполнении задания. За эти заслуги старшина Лочагин получил медаль «За боевые заслуги».
6 апреля 1985 года получил орден Отечественной войны II степени.
Станислав Бенецкий, выпускник Института журналистики и литературного творчества
Мой дед по материнской линии, Василий Сергеевич Яшков, родился в селе Починки тогда еще Нижегородской губернии в 1908 году. В 1930 году получил диплом Нижегородского мединститута, во время войны служил в полевом госпитале где-то на Дальнем Востоке. Сведений более точных не сохранилось, так как моя мама была поздним ребенком и с ней он не обсуждал дела военных лет. Умер относительно рано, в 1974-м, а после смерти деда все документы почему-то пришлось сдавать на уничтожение, остались только диплом и свидетельство о рождении. Так что можно сказать, что дед Василий служил честно и справно, но больше по гражданской линии.
Василий Яшков |
Другой дед, по линии отца, Михаил Федорович Пряников, был уроженцем тогда еще деревни Серебряные пруды, что ныне поселок на дальнем юге Подмосковья. До войны Михаил Федорович успел перебраться в Москву, завести семью, устроиться на работу мастером в цех на Велозаводе, выпускавший знаменитые «двухколесные машины» МВЗ и находившийся в составе Народного комиссариата машиностроения (НКМаш). На войну отправился в 1941-м, рядовым пехотинцем служил в Ленинградском военном округе, обеспечивал прорыв блокады, «мерз в болотах и был ранен в бедро».
По словам бабушки, его первой дочери, это был скромный, порядочный, добрый человек. С войны окончательно вернулся Михаил Федорович, кажется, только в 1947-м году, после Победы работал над реконструкцией Ленинграда. Вернулся, по словам бабушки, весь больной (от ранения у деда началась саркома) и вскоре умер, двух месяцев не дожив до рождения своей третьей дочери Елены.
Виктория Артемьева, студентка факультета журналистики МГУ
В 1941 году моему прадеду, Григорию Сидоровичу Малыгину, было 19 лет. После призыва в армию, с декабря 1941 по июнь 1942 года, он был курсантом Лепельского пехотного училища в Череповце, после чего стал рядовым в стрелково-пехотном полку. Он оказался в составе роты, командир которой издевался над составом и довел солдат до того, что те решили его убить. Кто именно совершил преступление, разбираться не стали, и вся рота, в том числе мой непричастный к убийству прадед, была переведена в штрафную часть. Шел сорок второй год, и всю часть отправили оборонять Сталинград. По словам моего деда, Владимира Григорьевича, прадед называл битву под Сталинградом «мясорубкой», вспоминал, что все его друзья погибли там под гусеницами танков и из состава роты осталось в живых всего несколько человек.
Григорий Малыгин |
После Сталинграда Григорий Сидорович продолжил службу на Украинском фронте. Победу в сорок пятом встретил в Румынии, в звании младшего сержанта. Награжден орденом Отечественной войны II степени, медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», медалью за оборону Сталинграда.
Дед мой часто говорил о том, что у деда Гриши была одна любимая книга о войне, которая всегда была рядом с ним. Однажды, переезжая на другую квартиру, мы нашли эту книгу: «Сильные духом» Дмитрия Медведева. Пожелтевшая, потрепанная, с почти стершейся обложкой. Про партизанов и разведчиков с Украинского фронта, действиями которых руководил автор, в том числе про легендарного разведчика Николая Кузнецова. Фотографии всех героев, даже некоторые их письма и записки, были прикреплены к тексту на вставках из более плотной бумаги. Мало книг, которые производили на меня более сильное впечатление. Почему это впечатление было настолько сильным, не знаю: то ли из-за понимания того, что все события и герои абсолютно реальны, что эти люди жили и действовали именно так, как описано, то ли из-за того, что это была любимая книга прадеда, и, читая ее, я чувствовала — или очень хотела чувствовать — что он рядом.
Дарья Куликова, студентка факультета журналистики МГУ
Нестеров Сергей Дмитриевич, мой прадедушка, родился 16 октября 1926 года в деревне Ведрово Юрьевецкого района Ивановской области.
Сергей Нестеров |
В момент нападения Германии на Советский Союз он был пятнадцатилетним мальчишкой и поэтому на фронт был призван уже ближе к концу войны — 8 января 1944 года — Юрьевецким РВК. В учебной части прадедушка получил специальность заряжающего САУ — самоходного артиллерийского устройства. В боях под Ленинградом был ранен в руку, лечился в госпитале. После выписки прошел с нашими войсками всю Европу, участвовал во взятии Берлина. Войну закончил в звании младшего сержанта, награжден грамотой.
Кузнецов Аполлон Александрович, мой прадедушка, родился 1 января 1900 года в деревне Взгорье Родниковского района Ивановской области. До конца 1930-х гг. работал помощником мастера на прядильно-ткацкой фабрике Коноваловых. В 1939-1940 гг. большая семья с пятью детьми переезжает в деревню Сосуны Вичугского района. Аполлон Александрович устраивается на работу лесничим в местный леспромхоз и это дает ему бронь от призыва на военную службу.
Аполлон и Татьяна Кузнецовы |
Но 1 февраля 1942 года он добровольцем уходит на фронт. К сожалению, его боевой путь был недолгим: уже в мае 1942 г. он по документам числится пропавшим без вести, предположительно, на Ленинградском фронте.
Его сын Кузнецов Геннадий Аполлонович родился 14 августа 1926 г. в той же деревне Сосуны. Окончив 4 класса начальной школы, он трудился в местном колхозе «Ударник». В 17-летнем возрасте его призвал на службу Вичугский РВК.
Геннадий Кузнецов |
Свой боевой путь в действующей армии Геннадий начал 28 апреля 1944 года в составе 193-го мотострелкового полка, предварительно получив специальность пулеметчика. Летом 1944 года в ходе операции «Багратион» при форсировании реки Березина он был ранен и отправлен в госпиталь на лечение. После выписки прошел обучение на радиста и вернулся в родную часть. Войну закончил в звании ефрейтора.
В 1985 г. был награжден орденом Отечественной войны II степени.
Никита Бондарович, выпускник факультета журналистики МГУ
Мои прадеды по папиной линии принимали участие в боевых действиях. Живыми я их не застал, поэтому все сведения о них взяты с сайта «Подвиг народа», а также по рассказам родственников.
Отец матери моего папы, Парфёнов Александр Иванович (1903 г.р.), был командиром отделения 18-го понтонно-мостового Черновицкого батальона. В 1944 году его отряд строил шоссейно-балочный мост через реку Висла. Впоследствии был награждён орденом Красной звезды.
Александр Парфёнов |
Из наградного листа Александра Ивановича:
«Его расчёт перевыполнил нормы на 200 процентов».
«Товарищ Парфёнов проявил смелость, отвагу, инициативу, не только выполнял свою норму, переключался на помощь другим расчётам».
«Работа всё время проходила под бомбёжкой и пулемётным обстрелом с самолётов врага».
Другой прадед, Бондарович Павел Ефимович, родился в Белоруссии в 1911 году, в деревне Городище. Он был пулемётчиком в составе 3-го Белорусского фронта. Павел Ефимович воевал всего 10 дней и был сильно ранен. Впоследствии выжил, но лишился одной ноги. Награждён медалью «За отвагу».
Екатерина Галуева, студентка факультета журналистики МГУ
Мой прадедушка по маминой линии Александр Степанович Курский родился в 1921 году в деревне Синковец Орловской области.
Александр Курский |
Он ушёл на фронт в 1944 году, был связистом в 4-й танковой армии под командованием генерал-полковника Лелюшенко. Сохранилось официальное письмо, в котором дедушку благодарят за честную службу и участие в освобождении городов Львов и Прага и взятии Берлина.
Вероятно, был ранен, окончил службу в июне 1945 года в звании гвардии сержанта после выписки из полевого подвижного госпиталя.
А после возвращения с фронта в октябре 1945 года дедушка (уж не знаю, какими путями) оказался в селе Рогатик Орловской области, где встретил Марию Романовну Смирных (фельдшера запаса и мою прабабушку), влюбился и женился на ней в октябре 1945 года. Сохранилось даже свидетельство о браке, написанное от руки.
Александр Курский с семьей |
Все эти немногочисленные подробности я узнала из документов, оставшихся после смерти дедушки. Он умер в 1993 году, когда ему было 72 года. А бабушка прожила вдовой ещё 20 лет. Они никогда не говорили о войне — слишком страшно было вспоминать. Я знаю, что дедушка, будучи молодым человеком, поседел на фронте в одну ночь, слушая залпы «Катюш». И всю свою оставшуюся жизнь он повторял со слезами на глазах: «Лишь бы не было войны!»