Ученые: прогулки помогают лучше учиться
Фото: Youtube.com |
Ученые изучили более 500 научных работ о природном влиянии на детское здоровье и когнитивные способности.
Рост внимания и концентрации
Раньше педагоги считали, что, глядя в окно, ученик отвлекается и пропускает важную информацию мимо ушей. Теперь, когда дети стали отвлекаться, глядя в смартфоны, пришла пора понять глубину старой ошибки. Всё как раз наоборот: взгляд в окно помогает человеку сосредоточиться. Во время экспериментов ученики, которые сидят в классе с видом на зелень, лучше справляются с тестами на концентрацию, чем те, кому достался класс с видом на панельную застройку или вообще без окон.
Улучшение внимания было продемонстрировано в нескольких исследованиях, в том числе на экскурсиях.
Избавление от стресса
Можно было бы предположить, что более низкие физиологические показатели стресса, которые замерили у учеников на природе, связаны с отсутствием волнения по поводу того, что никого не вызовут к доске. У детей, которые раз в неделю проводили уроки в лесу, кортизол — гормон стресса — действительно снижался к концу дня. У их товарищей, которые занимались в классе, — нет. Учёные считают, что более здоровая ситуация с колебанием кортизола у лесных учеников, при этом, как они отмечают, антистрессовый эффект не связан с физической активностью.
Фото: Мел.фм |
Улучшение внутренней дисциплины
Отмеченные в исследованиях сдвиги в контроле над своими импульсами легко объяснит даже ребёнок. Чем человек хуже себя чувствует, тем ужаснее он себя ведёт и тем больше получает замечаний. Вертятся и изнывают люди часто именно от необходимости сидеть в помещении с ещё 30 учащимися. Они должны целый день почти неподвижно смотреть вперёд на доску, не имея малейшей возможности поболтать ногами, помахать руками или ощутить на своём лице свежий ветер.
Повышение вовлечённости и учебной мотивации
Авторы исследований единодушно уверяют, что любой предмет становится намного интереснее и важнее для детей, если его перенести за ворота школы.
Учёным трудно объяснить этот эффект — например, они выдвигают версию, что интерес к познанию растёт благодаря повышению детского настроения. Благотворный эффект от поэзии на лужайках и окружающего мира в ЦПКиО так велик, что накладывает отпечаток на последующие занятия в классах. Учёные отмечают даже рост «интереса к школе в целом».
Забота о здоровье
Покидая класс, школьник улучшает состояние дыхательной и сердечно-сосудистой системы, что в свою очередь прямо связано со способностью справляться с академическими нагрузками. И конечно, этот школьник уже на ступенях школьной лестницы развивает большую физическую активность. Гиподинамия и ожирение — проблемы, которые вызывают всё большее беспокойство. Американский психолог Питер Грей, автор книги «Свобода учиться» связывает проблемы со здоровьем с тем, что с младых ногтей дети только и делают, что сидят на каких-то развивающих занятиях неподвижно, как маленькие офисные работники.
Фото Albioncom.ru |
Есть и другие выгоды пребывания на природе. Они очевидны и прямо вытекают из того, что обстановка становится менее формальной и детям не нужно сидеть на своём месте во втором ряду. Например, сотрудничество между учениками и ощущение свободы и безопасности.
Ученые попытались ответить на вопрос: кто должен гулять с ребёнком? Ведь шесть дней в неделю человек проводит в школе.
В некоторых уголках планеты обязанность гулять с ребёнком распределяется между родителями и школой, и интерес к таким «выгуливательным» школам только растёт: например, Лесная школа Фидлхедс. Дошкольники здесь весь день проводят на улице. Авторы исследования также говорят о финских школах, в которых уроки в морозный денёк во дворе — обычная вещь.
Российские альтернативные школы следуют тем же маршрутом: например, в Петербурге они часто арендуют помещение за городом или на берегу озера, где проводят на воздухе и утренние линейки, и занятия естественными науками, и даже порой вытаскивают наружу шахматные доски — если в классе кому-то хуже соображается. Другие школы устраивают обязательную полуторачасовую прогулку посреди дня.