Сапоги и гитара: как студенты-биологи становятся неубиваемыми
— Ольга Викторовна, можно ли сказать, что биолог воспринимает мир по-своему? В чём уникальность его взгляда?
— Мне кажется, любая профессия накладывает отпечаток, и биолог, конечно, не исключение. Но сложно в двух словах описать, чем отличается именно его взгляд. Мне кажется, биологи отличаются довольно глубоким пониманием жизни, потому что биология — наука о процессах, соединяющих живые организмы, об их функционировании. Кроме того, уникальность биологов еще и в том, что это люди, которые могут приспособиться к любым условиям — тут мы схожи с геологами, географами, со всеми, кто работает в полевых условиях.
— Прохождение практики меняет отношение студентов-биологов к природе?
— Конечно. Во-первых, это встреча с самими объектами: допустим, на практике мы можем поймать какую-то редкую птицу (например, на предыдущей практике поймали козодоя). И видеть вот эту птицу, которую до этого ты видел только в книжках, максимум в зоопарке за стеклом или решеткой, а тут ты ее можешь потрогать. Это, конечно, сильные эмоции. И плюс практика дает глубокое понимание связи живых существ, потому что мы изучаем биотопы, биоценозы, то есть взаимодействие всех организмов между собой. Ты, получается, оказываешься прямо в гуще событий.
— Недавно у студентов-биологов завершилась зональная практика…
— Зональная практика — это практика после второго курса, которая организована для студентов полевых отделений. Там студенты, во-первых, знакомятся с природой различных областей России, а ещё для многих это первый опыт жизни в полевых условиях, потому что они живут в палатках и много ходят.
— Где именно проходит эта практика?
— У нас есть южная точка, субтропики, — это черноморское побережье. Средняя, степная, точка — это Ростовская область, на берегу Дона или его притоков, и северная точка — Белое море.
— Какие вещи студент должен иметь при себе для успешного прохождения практики?
— Я бы на первое место поставила снаряжение. Палатками там обеспечивают, а вот, скажем, хорошие легкие сапоги, дождевики… Если идти три часа под проливным дождем, любой человек промокнет, но кто-то раньше, а кто-то позже.
Кроме всего прочего, студенты должны набрать определенное количество газет, чтобы сушить гербарий. Это настоящая задача на смекалку (смеётся). Ну и гитара — без неё просто пиши пропало, потому что петь а капелла не очень, а с гитарой все нипочем, даже если снаряжения нет.
— А на гитаре сами студенты играют или преподаватели?
— Играют многие. Когда после первого курса все едут на Звенигородскую биостанцию, там есть место, где жгут костер и все поют песни. То же самое продолжается в зональной практике, только времени поменьше, но все равно играют и сами студенты, и преподаватели.
— Как устроен рабочий день студента?
— В зональной практике у нас с утра до обеда экскурсии и после обеда до ужина тоже экскурсии. После ужина бывает лекция, а потом свободное время, когда студенты могут что-то подучить, отдохнуть или поиграть на гитаре (смеётся).
— Есть ли на исследовательской работе место для творчества?
— На самостоятельной работе, конечно, студенты сами могут что-то предложить, подсказать. Но, мне кажется, настоящая творческая активность для них начинается, когда они занимаются научно-исследовательской деятельностью, работают с научным руководителем. Обычно это зависит от количества прочитанного: чем больше читаешь, тем больше генерируешь.
— А чем занимаются летом студенты других курсов?
— После первого курса проходит практика для всего биологического факультета, когда студенты два месяца живут на Звенигородской биостанции и впервые знакомятся в поле с фауной, с флорой. У этой практики два цикла: три недели занятий разными предметами и неделя на самостоятельную работу, а затем снова три недели занятий и неделя на самостоятельную. На втором курсе студенты проходят распределение по кафедрам и отделениями, и летом часть из них едет на зональную практику. А дальше, после третьего и более старших курсов, все зависит от кафедры и от научной тематики, которую выбрал студент. Например, некоторые кафедры возят своих студентов на практику во Вьетнам. Все остальное очень индивидуально: кто-то из научных руководителей работает на Таймыре, кто-то в Юго-Восточной Азии, кто-то на Дальнем Востоке, а кто-то на экспериментальных базах в Подмосковье, к тому же в разные годы можно работать в разных местах, поэтому и студенты разъезжаются на преддипломную практику по всей России и далеко за ее пределы.
— Что вам больше всего запомнилось из практики, которую вы проходили студенткой?
— У меня был долгий путь в МГУ и не сильно прямой, поэтому на зональной практике я не была — я туда поехала уже как преподаватель. Я поступила сразу в магистратуру и была на зимней практике в Смоленском Поозерье, а еще на практике в Израиле. В Израиле, к сожалению, сейчас практику уже не проводят, но тогда это было что-то фантастическое. Проехав страну за две недели с севера на юг, мы увидели невероятное количество природных зон, разных биологических сообществ. Само это разнообразие просто сногсшибательное. А еще ведь мы посмотрели невероятное количество животных.
— Эти поездки повлияли на решение вести практику у студентов?
— Я забавным путем пришла к ведению практики. У меня дядя очень любит лес, как-то раз мы с ним гуляли, и он спрашивает: «А вот что это за птица, а вот это, а вот это?» А я: «Не знаю». «Ну что ж ты за зоолог?» — сказал он мне. Как раз в это время у нас объявили набор преподавателей для проведения практики.
— Как студенты отдыхают помимо игры на гитаре?
— Скажем, на биостанции в Звенигороде приглашаются прекрасные лекторы, и в свободное время можно их послушать. В том же Звенигороде каждое воскресенье организуются экскурсии по окрестностям: в сам город, в местные монастыри. В общем, свободное время есть, чтобы люди хоть немножко отдыхали, но.... немножко (смеется).
— Есть ли на биологическом факультете традиции, связанные с летней практикой?
— Раньше, как мне рассказывали, в Звенигороде висел гонг и на утреннюю линейку в восемь часов всех созывали этим гонгом. Дежурная группа должна была охранять гонг, а все остальные своим долгом считали этот гонг украсть, потому что нет гонга — нет линейки, можно спать. Если украсть удавалось, то дежурной группе приходилось гонг искать.
— На что ориентирована практика у разных курсов?
— Первокурсники на практике глубже понимают, что вид не существует в одиночку, в голом пространстве: он взаимодействует с другими видами, с природными условиями. Еще они знакомятся с методами полевых исследований, но, во-многом, студентам там приносят готовый результат: скажем, мы идем на станцию кольцевания и нам демонстрируют, как стоит сетка, показывают уже пойманных птичек. А после второго курса они уже несколько глубже включены в процесс зоологических работ, скажем, сами устанавливают те же сети для птиц.
— Мы говорим о студентах. А что полезного может вынести для себя преподаватель, который проводит практику?
— Во-первых, практика учит общаться с людьми. Скажем, зоология позвоночных идет параллельно у трех групп, и вы должны с другими преподавателями договориться, кто куда пойдет. На зоологических экскурсиях это тем более важно, потому что одна группа распугивает всех птиц, следующая идет — ей ничего не достается. Потом ты должен найти подход к студентам: не давить на них, заинтересовать своим предметом, раз за разом объяснять вещи, которые самому, после миллиона повторений, кажутся очень простыми. Когда ты уже давно преподаватель, сложно вспомнить, что на самом деле учёба тяжело дается.
Вторая важная сторона — то, что ты получаешь профессиональный опыт. Допустим, в первый раз вертишейку я увидела именно на практикуме в Звенигороде.
И третье — после любой практики ты приобретаешь навык неубиваемости: если человек может ходить по двадцать километров в день под дождем, спать в палатке, есть из миски, ему уже ничего не страшно.
Беседовал Юрий Полянский, фото Анастасии Дудоровой