Наполеон: легенда и реальность
И всех генералов своих
Потом он в кружок собирает,
И ближнему на ухо сам
Он шепчет пароль свой и лозунг;
И армии всей отдают
Они тот пароль и тот лозунг:
И Франция — тот их пароль,
Тот лозунг — Святая Елена.
Так к старым солдатам своим
На смотр генеральный из гроба
В двенадцать часов по ночам
Встает император усопший.
«Граф Монте-Кристо» Дюма, тексты Стендаля, Конан Дойла, Льва Толстого, стихи Пушкина и Лермонтова, симфония Бетховена, десятки картин, — вот лишь малый список тех произведений искусства и литературы, которые посвящены этому человеку. Об исторических монографиях можно и не вспоминать. Думаю, книгами о Наполеоне можно легко заполнить парижский Дом инвалидов, где находится прах того, кого одни считали чуть ли не Антихристом и людоедом, другие — спасителем Франции и человеком, который попытался ввести ее в «золотой век».
По мнению Жана Тюлара, одного из крупнейших французских специалистов по наполеоновской эпохе, Бонапарт был гением пропаганды. Еще в итальянскую кампанию издавались газеты «Курьер итальянской армии», «Франция глазами итальянской армии». Вот характеристика нашего героя в одном из этих изданий:«Он стремителен, как молния, и настигает, как раскат грома. Он всеведущ и вездесущ».
Газеты прославляли скромность Наполеона, его заботу о солдатах и полководческий гений. Для Франции конца XVIII века это была новинка. Вскоре Наполеон делает следующий шаг. В1797 году в Париже начинает выходить «Газета Бонапарта и всех добропорядочных людей». В ней неподкупность генерала-завоевателя противопоставлялась продажности руководителей Франции. Постепенно, шаг за шагом он идет к власти, и в 1802 году, опираясь на результаты народного голосования, становится пожизненным консулом. За него отдали свои голоса и армия, и многие представители буржуазии. Победа была убедительной, но не совсем честной. Вот как один из французских офицеров призывал своих солдат сделать правильный выбор: «Товарищи, речь идет о назначении генерала Бонапарта пожизненным консулом. Волеизъявление свободно. Однако должен предупредить вас, что первый же, кто не проголосует за пожизненное консульство, будет расстрелян на глазах у всего полка».
При этом полководцем наш герой действительно был превосходным. Несколько победных сражений за пять дней, победа над войсками австрийцев и русских под Аустерлицем (Лев Толстой обессмертил это сражение, заставив Андрея Болконского смотреть в небо и произносить пафосные внутренние монологи, которые не любил, наверное, каждый школьник. Впрочем, уж в этом Наполеон точно не виноват).
Но он совершенно не умел вести оборонительные сражения, часто не учитывал климат страны, в которой его войска будут воевать. Бонапарт был мастером генеральных сражений. Он хотел быстро разгромить вражескую армию и заключить мир, получив от побежденных либо территорию, либо деньги в качестве контрибуции.
Такая тактика не сработала в войне сперва с Испанией, а затем с Российской империей. Русские войска долго отступали, избегая сражений, сдали Москву, а наполеоновская армия была побеждена с помощью партизанской войны, храбрости наших войск под Бородином и мороза.
Впрочем, даже поражения Наполеон умел превращать в победы. В 1814 году Наполеон в первый раз отрекается от власти и отправляется в ссылку на остров Эльбу. 26 февраля 1815 года он бежит с Эльбы и 21 июня триумфально возвращается в Париж.
В этой истории Наполеон снова проявляет себя гением пропаганды. Сперва выход к солдатам без оружия с призывом: «Стреляйте в своего императора», затем ликующие толпы народа и власть над Францией в течение ста дней.
Потом была битва при Ватерлоо, поражения в которой Бонапарт мог избежать. Затем — второе отречение, добровольная сдача в плен англичанам и ссылка на отдаленный маленький остров святой Елены.
С этого момента реальный политик и человек совсем отходит на второй план и начинает создаваться окончательная легенда о Наполеоне, которая в конечном счете его и обессмертит.
Подведем итоги. Человек, родившийся 15 августа 1769 года, стал легендой еще при жизни. После его смерти поэты, художники и музыканты лишь закрепили образ злодея или спасителя, который иногда не совпадал с реальным Наполеоном Бонапартом.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции