Дудь, Беслан и шанс изменить судьбу

15 лет назад террористы во время линейки захватили школу №1 в Беслане. В заложниках оказались больше тысячи человек: взрослые и дети. 3 сентября заложники были освобождены, террористы уничтожены, один из преступников получил пожизненный срок.
 
 Фото: ТАСС

Погибли 314 заложников, из них 186 детей. Всего ушло из жизни 333 человека, включая тех, кто освобождал школу (спасателей и военнослужащих).

Совсем недавно журналист Юрий Дудь снял трехчасовой фильм об этой трагедии. К часу дня 8 сентября его посмотрели почти 11 миллионов 600 тысяч человек. Для трехчасового фильма это много.

Юрий Дудь снял журналистов, политиков и, главное, жертв террористов. Взрослых людей, которые из-за ранений не могут ходить, нормально учиться или ходят с большими сложностями.

Их рассказы — самая интересная и важная часть фильма. Многомиллионная аудитория Дудя, возможно, впервые узнала, как в России живут инвалиды,которым нужна постоянная реабилитация.

У Марины Дучко поврежден позвоночник. Сразу после травмы ей обещали, что она будет ходить, но качественной реабилитации не было. Пока женщина передвигается на коляске, получает пенсию в 13 тысяч рублей и выращивает фиалки, чтобы заработать на жизнь.

После показа фильма Марине оплатили кредит, который она взяла, чтобы сделать двор удобным для человека с ограниченными возможностями, ее фиалки раскуплены на год вперед, в семье появились деньги, которые помогут женщине пройти хорошую реабилитацию. Пока неизвестно, сможет ли она ходить, но шанс у нее появился.

Такая же история произошла и с остальными героями фильма. Зрители собрали деньги, и теперь их жизнь может измениться к лучшему.

Вот только проблемы это не снимает.

 
  Фото: ТАСС

В 2004 году после Беслана я общался с волонтерами одной из крупных больниц в Москве, и они рассказывали, как многие люди приходили в палаты к детям, пострадавшим в школе № 1? и задаривали их, например, дорогими телефонами. Рядом лежали другие ребята, которые таких подарков не получали. Некоторые из тех, кто получал дорогие телефоны, потом перепродавали их сверстникам.

Это типичный пример эмоциональной помощи другим: подарки сиротам на Новый год, помощь жертвам терактам и катастроф. Сразу после трагедии люди эмоционально сильно сопереживают жертвам, а потом большинство о них забывает.

Сразу после Беслана помощи было много, а потом о жертвах теракта многие забыли. Это не хорошо и не плохо. Это типично. Вот только человеку с инвалидностью помощь нужна постоянно. Ему нужна работа, реабилитация. Ему нужны специальные и часто дорогие вещи: ортопедические ботинки, ходунки, коляски, поручни в ванной, оборудование для работы, может быть, специальное питание, а еще качественная и регулярная медицинская помощь на всю оставшуюся жизнь.

Никакой эмоциональный порыв тысяч и даже миллионов людей не сможет закрыть эти нужды. Даже очень богатое и социальное государство тоже не сможет помочь всем. И Юрий Дудь не сможет. Даже если он будет каждый день снимать истории про людей с ограниченными возможностями.

Во-первых, эти истории очень быстро надоедают, аудитория устает и жертвует меньше. Во-вторых, в России так много инвалидов и хронических больных, что помочь им можно только совместной и регулярной работой государства и общества.

Но вернемся к фильму Дудя. Он —мастер рассказывать истории. Огромное ему спасибо за истории людей, которые нашли в себе силы учиться, искать работу и жить после страшного теракта, который навсегда разделил их жизнь на до и после.

Наверное, эти выжившие и не сломавшиеся люди в фильме дают нам надежду на то, что самые страшные беды можно решить, если наряду с вопросом «кто виноват» спрашивать еще и «что делать».

 
 Юрий Дудь. Фото: Lenta.ru 

Фильм Дудя ответил на оба вопроса. Ответ на первый мне не очень понравился. В фильме большей частью представлена лишь одна точка зрения (виновато государство, которое сперва не уберегло своих граждан, а потом про них забыло). Это не совсем так, о чем говорят и некоторые участники фильма. О другой версии событий в Беслане лучше всего прочитать здесь (осторожнее, некоторые фотографии крайне неприятны для просмотра, а в текстах и тегах встречается ненормативная лексика, но человек уже много лет занимается расследованием трагедии в Беслане).

Зато ответ на второй вопрос кажется крайне удачным. Нужно жить и делать все возможное, что в ваших силах. И тогда человек получает шанс изменить свою судьбу. Для героев фильма Юрия Дудя съемка стала шансом. И уже ради этого этот фильм нужно было сделать.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале