По многочисленным просьбам Виктор Мазурик снова выступит в домовом храме МГУ

29 октября 2019 года доцент Института стран Азии и Африки Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова прочтёт лекцию «Категория "саби" в средневековой японской поэтике».

Это дополнительная лекция, организованная специально по просьбам лектора и слушателей.

Три недели назад Виктор Петрович открыл осенний цикл лекций с рассказом о югэн как эстетике молчания. На этот раз речь пойдёт о другой ключевой японской категории — саби, которая ассоциируется с архаичностью, неподдельностью, подлинностью.

Начало — в 19.00. Вход свободный.

Полная программа цикла лекций 

О категории Саби

Саби — понятие средневековой эстетики, может быть описано как «печаль одиночества», «бедность», «пресность», «слабость», «безмятежность», «тень», «приглушенность на грани исчезновения красок и звуков», «отрешенность». Все эти определения приблизительно описывают круг значений, но не раскрывают его полностью.

Это слово встречается еще в VIII веке в первой поэтической антологии японцев «Собрание мириад листьев» («Манъёсю»). Поэт Фудзивара-но Тосинари в ХII веке уже использовал это слово. В одном его пятистишии-танка есть образ: «замерзший чахлый тростник на морском берегу», который считается ранним воплощением саби.

Кацусика Хокусай. Чашка. 1830–1850 годы 

Однако эстетика саби в ее нынешнем виде создали в ХVII веке поэт хайку Мацуо Басё и его ученики. Они умели навеять ощущение одиночества, печали, отрешенности от мирской суеты в духе философии дзен-буддизма.

Оказала влияние и философия отшельничества, удаления от мира, одинокой аскетичной жизни в горах, бедной, но внутренне сосредоточенной, — но и эта внятная философия не все объясняет. Ничего определенного сказано или записано не было — в этом и состоит загадка поэтики саби.

Когда у поэта Мацуо Басё спросили, что такое саби, он ответил, что представляет себе старого человека, надевающего парадные одежды, чтобы отправиться во дворец. Басё никогда не давал четких определений, он изъяснялся метафорически, роняя загадочные фразы, полные скрытых смыслов, которые затем его ученики интерпретировали. Саби трудно уловить, в него нельзя ткнуть пальцем, оно скорее разлито в воздухе. Саби иногда описывается как «красота древности».

Виктор Мазурик. Биография

Виктор Петрович Мазурик родился в 1952 году.

В 1983 году защитил кандидатскую диссертацию «Жанр надзо в литературе и фольклоре Японии».

Его исследовательский период приходится на XIII-XVI вв. — японское Средневековье. Особый интерес для Мазурика представляют особенности японской поэзии, идеологическая литература, связанная с религией синто, и японский фольклор.

 

Доцент (1997), заслуженный преподаватель Московского университета (2015), Виктор Мазурик много лет прожил в Японии, в совершенстве владеет японским языком.

Соавтор книги «Христианство в Южной и Восточной Азии: история и современность» (2016).

Последние 18 лет Виктор Петрович занимается изучением чайного действа и даже является действительным членом чайной ассоциации Урасэнкэ.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале